суббота, 6 декабря 2014 г.

ГЛАВА 7 РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ





§l Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.

Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле: как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений, или как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
В общеупотребительном значении слово «режим» (от лат. - «управление») в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели". [1]
Когда же речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.
Как известно, комплекс правоограничений предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно- исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений, выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно- исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного воздействия (ст.ст.7,8 УИК РФ) в науке получили название карательно-воспитательного процесса.
Режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно- правовой форме карательно-воспитательный процесс.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение режима в исправительных учреждениях как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ст.82 УИК РФ).
Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений.
Режим отбывания наказания составляет одно из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех.  Режим устанавливает такой порядок и предусматривает средства его обеспечения.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться опрелеленных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается также в том, что он создает необходимые условия для использования других средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ст.9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным, если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.
Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.
Содержание режима лишения свободы определяется его основными признакам и  функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Соответственно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона) К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.
Карательная функция
Она закреплена в ст.! УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, ЧТО одной ИЗ основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому не мо-
гут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулированием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.
Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст.7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимо-
действуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.
Режим дает для мер исправительного воздействия своего рода «точку опоры», благодаря которой организация и восприятие мер исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает целенаправленность самовоспитания.
Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере исправительного воздействия.
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.
Воспитательная функция
В процессе исполнения уголовного наказания и реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст.! УИК РФ), что является главной задачей исправительных учреждений. В ст.9 УИК РФ прямо указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных.Именно в этом состоит его гуманная сущность.
Воспитательная функция режима проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в ИУ, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем. Это должно основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
Функция регулирования уголовно-правовой кары  
В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст.58 УК РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. То есть сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару.
Все они являются основными требованиями режима. Исполнение указанных требований обеспечивается прежде всего средствами принуждения, силой закона, государства, всей системой охраны, надзора и контроля.
В то же время, режим содержит ряд требований, выполнение которых также обеспечивается принудительно, но обусловливается это не задачами карательного воздействия, а прежде всего заботой обеспечения безопасности самих осужденных, персонала и иных лиц, посещающих исправительные учреждения, а также необходимостью профилактики правонарушений.
Осужденные носят одежду единого образца. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру.
Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обнаруженные у осужденных деньги и иные ценности изымаются и, как правило, обращаются в доход государства. Запрещенные предметы, вещества и
продукты передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения.
Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилетающих к нему территориях лиц, вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы.

§ 2 Средства обеспечения режима

Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения нормального порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми участниками уголовно-исполнительных правоотношений.
Указанные средства подразделяются на две группы: средства обеспечения режима общего характера и специальные средства обеспечения режима.
Средства обеспечения режима общего характера пронизывают всю деятельность исправительных учреждений. К ним возможно отнести соблюдение законодательства всеми участниками уголовно-исполнительных отношений, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, индивидуальную работу с осужденными, меры поощрения, стимулирование правопослушного поведения, работу самодеятельных организаций, общественное воздействие и т.п. Общими средствами обеспечения режима являются также предусмотренные законом формы государственного и общественного контроля, которые были рассмотрены в предыдущих главах пособия.
Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории.
Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий. В соответствии со ст. 87 УИК РФ администрация вправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Воздействие специальных средств обеспечения режима направлено преимущественно на осужденных и их применение не носит общеобязательного характера.
Эти средства включают:
1.      охрану осужденных и различной интенсивности надзор за их поведением (ст. 79-82 УИК РФ);
2.      технические средства надзора и контроля (ст. 83 УИК),
3.      оперативно-розыскную деятельность (ст. 84 УИК РФ);
4.      возможность введения режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК)
5.      возможность применения мер безопасности в виде физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86 УИК РФ).
Рассмотрим каждый из указанных пунктов.
1. Наружная охрана исправительных учреждений осуществляется специальными подразделениями УИС, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. Надзор за осужденными представляет собой систему мер, направленных на обеспечение порядка при исполнении наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения, учебы и работы с целью предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала. Осуществление надзора за осужденными является обязанностью всех сотрудников исправительного учреждения, за исключением службы охраны. Специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену и отделы безопасности исправительных учреждений.

2.Технические средства надзора и  контроля
Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор, осуществляемый как специальной службой безопасности, так и всем персоналом исправительного учреждения, реализующего единые режимные требования, разработанные и установленные в данном учреждении. В надзоре за осужденными участвует и служба охраны, которая сейчас полностью находится в ведении исправительного учреждения. Надзор за осужденными осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного
времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Эти функции осуществляет специальная служба безопасности.
Администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и в других целях.
На практике технические средства стали использоваться прежде всего в целях профилактики и пресечения побегов осужденных. Они защищали границы зоны исправительных учреждений от попыток пересечения их как по земле, так и под землей. Затем стали широко применяться технические средства для обнаружения различных предметов (особенно металлических), промышленное телевидение, различные запорные устройства, системы связи и оповещения и иные электронные приборы, с помощью которых можно было более эффективно осуществлять надзор и контроль за поведением осужденных, более надежно обеспечивая и их безопасность, и безопасность персонала.
Широкое применение находят приборы дистанционного управления, особенно по открыванию дверей в штрафных изоляторах, в помещениях камерного типа и аналогичных объектов, что существенно повышает надежность охраны и надзора, профилактирует возможность правонарушения со стороны осужденных, а также не позволяет без контроля войти в особо охраняемое помещение.
Хорошо отлаженная и надежно функционирующая система технических средств обеспечивает высокую эффективность надзора и контроля за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, в локальных зонах, при проведении различного рода массовых мероприятий культурно-просветительного или спортивного характера (особенно когда присутствует много приглашенных, родственников), помогает выявлять случаи недозволенных контактов осужденных с иными лицами, пресекать случаи передачи запрещенных предметов.
Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля в целях предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также получения необходимой информации об их поведении.
3.Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях
В соответствии со ст. 84 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность. Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» она определяется как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то указанным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях являются:
1) обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
2) выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
3) розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
4) содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи:
а) опрос граждан;
б) наведение справок;
в) сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка;
г)исследование предметов и документов;
д) наблюдение;
е) отождествление личности;
ж) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
з) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
и) прослушивание телефонных переговоров;
к)снятие информации с технических каналов связи;
л) оперативное внедрение;
м)контролируемая поставка;
н) оперативный эксперимент.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью.
 4. Режим особых условий в исправительных учреждениях
В случае стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.
Стихийные бедствия могут быть природного (землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и др.) и техногенного характера (различного рода аварии и катастрофы).
Чрезвычайное, особое или военное положение вводится Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией и федеральными законами о чрезвычайном, особом или военном положении (с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ). При этом следует иметь в виду, что в случае масштабности и тяжести последствий стихийные бедствия могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.
Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий.
Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования (или их определенную часть), но они проявляются В менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями (погромами, поджогами, убийствами и т. п.). Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных (хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок).
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может ввести режим особых условий самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.
В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого исправительного учреждения.

 5. Меры безопасности и основания их применения
В случае оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям администрации, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно-опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных, в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.
Применяются указанные меры, в порядке, предусмотренном ст.28-31 Закона «Об органах и учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы».
При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники исправительных учреждений обязаны:
1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность для жизни и здоровья персонала, а также осужденных или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;
3) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применении физической силы, специальных средств или оружия.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства при отсутствии специальных средств или оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать любые подручные средства.
В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, сообщают об этом прокурору.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять специальные средства и газовое оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения на работников исправительных учреждений, осужденных и других лиц;
2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка; задержания правонарушителя, оказывающего злостное неповиновение или сопротивление работникам исправительного учреждения;
3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений и транспортных средств;
4) при конвоировании и охране осужденных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;
5) для задержания и возвращения осужденных, бежавших из-под стражи или исправительного учреждения.
В качестве специальных средств применяются: резиновые палки, наручники (при отсутствии наручников - подручные средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего воздействия (сирены, прожекторы), средства разрушения преград, водометы, бронемашины, служебные собаки, газовое оружие.
Огнестрельное оружие применяется:
1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников исправительного учреждения, осужденных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;
3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
4) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты или транспортные средства;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление; застигнутого во время совершения тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности; пытающегося скрыться, совершить побег или насильственно освободить заключенных; задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требования сотрудника о сдаче оружия;
6) для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег;
7) для предупреждения осужденных о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право обнажить и привести в готовность свое оружие, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.
Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:
1) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;
2) при побеге осужденных с оружием или при помощи транспортного средства либо с транспортного средства во время движения;
3) при попытке осужденного или другого лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником расстояние, и при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.
О каждом случае применения оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику.
Запрещается применять специальные средства, газовое и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности; лиц с явными признакам и инвалидности; несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.




[1] Энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1 124.

Комментариев нет:

Отправить комментарий