суббота, 6 декабря 2014 г.

§ 5 Исполнение наказания в виде ограничения свободы



§ 5 Исполнение наказания в виде ограничения свободы
Ограничение свободы появилось в российском законодательстве только с принятием УК РФ 1996 г., хотя оно имело много общего с существовавшим ранее условным осуждением к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Сущность рассматриваемого наказания выражалась в помещении осужденного, достигшего 18 лет к моменту вынесения приговора, в специальное учреждение без изоляции от общества, но в условия надзора за ним (в исправительный центр).

В соответствии с Федеральным законом о введении в действие УИК РФ наказание в виде ограничения свободы должно было применяться после его введения в действие в 2005 г., так как необходимо было создать для этого определённые условия, т.е. построить исправительные центры. Однако данные учреждения так и небыли построены, и соответственно ограничение свободы в своей первоначальной сущности введено в действие не было.
В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного Кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы»[1], с 10 января 2010 года вступили в силу поправки к Уголовному и Уголовно-исполнительному кодексам Российской Федерации, согласно которым в России введен новый вид наказания - ограничение свободы.
Принятие данного закона должно способствовать сокращению применения лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести и минимизации отрицательных последствий применения лишения свободы. Это будет также одной из ступеней ресоциализации осужденных, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы. По мнению практиков права, принятие такого закона – положительное явление. При большей разновидности видов наказаний у судей появляется возможность использовать индивидуализацию наказания.
Итак, в соответствии со ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений:
- не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;
-не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
- не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
- не посещать места проведения массовых и иных мероприятий;
-не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
Осужденный обязан являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установленные судом осужденному ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Согласно ст.471 УИК РФ исполнение этого наказания возлагается на уголовно- исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.
Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. К числу таких актов  в первую очередь следует отнести:
1)               Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2010 №190 «О внесении изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях».[2]
2)               Постановление Правительства от 31.03.2010 №198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы».[3]
3)               Приказ МЮ РФ от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» (далее -   Инструкция) .
Согласно Инструкции уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному под роспись официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.
Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция:
- вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
- не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного;
- посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного;
- наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении;
- в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах;
- своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия;
- принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному. 
    Решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля оформляется в форме постановления (рекомендуемый образец приводится в приложении к Инструкции), которое объявляется осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность осужденного за порчу оборудования. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет установку необходимого оборудования, разъясняет осужденному особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручает ему памятку по их эксплуатации (приложение N 19) под роспись.
Устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией непосредственно на осужденного, по месту его жительства или пребывания.
Сотрудник инспекции, ответственный за использование технических средств надзора и контроля:
 - осуществляет сбор информации с использованием данных пульта мониторинга о соблюдении осужденным установленных ограничений;
   - при получении информации о фактах повреждения, несанкционированного съема технического средства надзора и контроля, нарушений ограничений, установленных судом, докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, и производит соответствующие отметки в журнале учета нарушений (приложение N 20);
  -  незамедлительно докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, о всех зафиксированных фактах отказов и сбоев в работе технических средств надзора и контроля, отражает их в журнале учета неисправностей средств надзора и контроля (приложение N 21).
    Инспекция осуществляет взаимодействие со службой инженерно-технического обеспечения территориального органа УИС по вопросам использования технических средств надзора и контроля. В случае сбоя в работе средств надзора и контроля принимает меры по установлению его причин и их устранению.
За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. Решение о применении к осужденному мер взыскания выносится начальником инспекции либо лицом, его замещающим, в форме постановления. 
Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:
а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для постановки на учет;
б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;
в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для регистрации;
д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
е) невыполнение осужденным требования, указанного в ч.3 ст.  50 (уведомить инспекцию за 7 дней об изменении места работы или учёбы).
В случае совершения осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из указанных нарушений, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений. При нарушении осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно- исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.
Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:
а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;
б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;
в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;
г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 УК РФ, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
В отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, злостно уклонившегося от отбывания наказания, инспекция незамедлительно направляет информацию в орган внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.314 УК РФ. 
Если место нахождения осужденного неизвестно, он объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток. После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со ст. 53 УК РФ.
Согласно ст. 57 УИК РФ за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным такие меры поощрения как:
а) благодарность;
б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
в) разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней;
г) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования.


§ 6  Порядок и условия исполнения лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может назначаться лишь как дополнительное наказание при осуждении за любое тяжкое или особо тяжкое преступление. В санкциях статей это наказание не указывается. Назначается оно в единичных случаях (в 2008 г. этому наказанию были подвергнуты 203 человека).
Специальные звания и классные чины (дипломатические ранги и т.п.) присваиваются лицам, проходящим службу в государственных органах, где установлены такие звания и чины (МВД России, МИД России, прокуратура, УИС, таможенная служба и др.).
Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: солдаты, матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры.
Высшие воинские и высшие специальные звания присваивает Президент РФ. Таковыми являются звания генералов, адмиралов, маршалов Российской Федерации, а также аналогичные специальные звания, например действительный государственный советник юстиции, генерал-майор милиции и т.п. Остальные воинские и специальные звания присваиваются руководителями министерств и ведомств, а также нижестоящими должностными лицами.
Вопрос о лишении званий может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку.
Государственные награды РФ определяются в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 02.03.1994 № 442, как высшие формы поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.
К государственным наградам относятся ордена и медали, а также почетные звания, Т.е. звания, которые присваивается за особые заслуги, например Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, народный артист, заслуженный врач, заслуженный юрист, заслуженный деятель науки и др.
Ранее действовавшее законодательство устанавливало разный порядок лишения званий и наград в зависимости от того, каким органом они присвоены. До введения в действие УК РФ 1996 г. суд не вправе был самостоятельно лишить осужденного воинского, специального или почетного звания, присвоенного Президентом РФ, либо государственной награды, которой лицо удостоено Президентом РФ.
Это касалось также званий, которые присваивались ранее существовавшими высшими органами власти и управления и высшими должностными лицами СССР, РСФСР и Российской Федерации (Президент СССР, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР).
Признав, что лицо вследствие совершения преступления недостойно носить соответствующее звание или награду, суд после вступления приговора в законную силу направлял в аппарат Президента РФ представление о лишении осужденного соответствующего звания или награды. Решение принимал Президент РФ, и суд уведомлялся о принятом решении.
В настоящее время суд вправе самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды, независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.
В связи с распадом СССР возник вопрос о возможности лишения осужденного ордена или медали, которым он был награжден, либо звания, присвоенного ему Президиумом Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР, Президентом СССР. Поскольку Россия является правопреемником СССР, следует прийти к выводу, что вопрос о лишении соответствующих званий или наград должен решаться так же, как и в отношении наград РФ, т.е. судом.
Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий.
О лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды суд сообщает органу, присвоившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора по вступлении его в законную силу. Орган, присвоивший звание, вносит соответствующие изменения в документы и принимает меры к лишению осужденного прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду.
Если изменилась компетенция того или иного органа (например, специальное звание «лейтенант милиции» ранее присваивал министр внутренних дел, а ныне это право передано начальнику управления внутренних дел), копня приговора должна направляется тому лицу, которое присваивало соответствующее звание, а если такого должностного лица не существует, то тому лицу, которое ныне вправе присваивать такое звание.
Лишение званий и наград влечет утрату всех прав, льгот и преимуществ, которые связаны с соответствующим званием, чином или наградой (например, льготы по налогообложению, имеющиеся у Героев Советского Союза).
Как уже говорилось, рассматриваемое дополнительное наказание не может быть применено к лицам, осужденным за преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими. Это, однако, не лишает суд права вынести частное определение о том, что осужденный совершил действия, несовместимые с присвоенным ему званием, например при осуждении лица, имеющего звание заслуженного врача РФ, за неоказание помощи больному по ст. 124 УК РФ, хотя это преступление не является ни тяжким, ни особо тяжким.
Такое частное определение может быть направлено в орган, присвоивший данное звание, в том числе и Президенту РФ, который вправе лишить присвоенного звания и награды. Однако решение по существу будет принимать уже не суд, а соответствующее должностное лицо, причем лишение лица звания в таком порядке дополнительным наказанием не является.





[1] Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ
[2] См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 14, ст. 1655
[3] См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 14, ст. 1663


Комментариев нет:

Отправить комментарий