суббота, 6 декабря 2014 г.

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТИЕМЫ В РОССИИ

  1. Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в дореволюционной России.

Формирование пенитенциарного законодательства началось при становлении государства Древней Руси. Наиболее извест­ным памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является Русская Правда, которая базировалась на существовавших обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния. Исходя из обычая, в качестве наказания за убийство допускалась кровная месть, то есть разновидность смертной казни, приводимая в исполнение родственниками убитого. В подавляющей части статей предусматривалось наказание вирой  - денежным штра­фом, который поступал князю или потерпевшему. Размер виры зависел от характера и тяжести преступления, сословного поло­жения потерпевшего и преступника. Например, за убийство слуг князя следовала повышенная вира: за тиуна - княжеского уп­равляющего, в том числе из холопов - 80 гривен, сель­ского старосты - 12 гривен, а за рядовых княжеских слуг, за смердов и холопов  - более низкая (5 гривен).
Пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государ­ства. Основными источниками права этого периода были Су­дебники 1497 и 1550 гг.
Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударст­венных деянии. Тюремное заключение в Судебнике не упомина­ется, однако, преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни па срок «сколь государь укажет». Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных. Наказания приобретают более суровый характер и их целью является устрашение населения. Однако они были значительно легче, нежели в странах Западной Европы.
Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась при­мерно в 10 случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому госу­дарь мог помиловать приговоренного. Наиболее распространен­ными способами смертной казни были: отсечение головы, по­вешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни носила публичный характер и имела цель уст­рашения.
На практике смертная казнь в этот период применялась не так часто. Большое влияние оказывала национальная идеология, в соответствии с которой преступник после смерти отвечал пе­ред Богом, а светская власть не вправе предрешать его судьбу. В русском государстве не были распространены изуверские способы казни, свойственные Европе. Довольно широко в Судебниках представлены телесные на­казания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади. Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоя­тельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания для несостоятельных должников.
Тюремное заключение предусматривается впервые как само­стоятельное наказание в Судебнике 1550 г. в 21 случае. Причем закон не указывает сроки тюремного заключения. Оно применя­лось, как правило, в сочетании с другими видами наказания.
Новым этапом развития системы уголовных наказании и их исполнения явилось принятие Соборного Уложения 1649г. Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения. Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом). Осужденным к смертной казни предусмат­ривалась отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных на­казаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, наказания, устрашающие население. К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т.п.
В этот период появляется новое уголовное наказание — ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения. Предпосылками возникновения и широкого примене­ния ее в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири. К концу XVII века ссылка становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к 1662 г. на одну десятую состояло из ссыльных .
Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и принципа неопределенности наказания. Так, лишение свободы назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на строитель­ство тюрем и содержание тюремной администрации.
Закон четко определял цели тюремного заключения, которые заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.
Следующим важным нормативным правовым актом был Во­инский артикул 1716 г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными. На первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского периода было самым жестоким за всю историю страны. Практи­ковались заимствования из Европы, например, ссылка на гале­ры.
Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания, связанный с лишением свободы — поселение на ка­торгу. В отношении тюрем было установлено «государево жа­лование» в размере двух алтын в день на человека, что не сни­мало проблему питания заключенных. Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продавав­ший сделанные арестантами изделия.[1]
Регламентом Главного Магистрата 1721 г. предполагалось устройство во всех городах смирительных домов.
Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание женщины донага и др.
При Петре I пенитенциарная система получает новый импульс развития. Широкое распространение находят каторжные работы  и ссылка. При этом каторжные работы не были известны допетровскому государству. Первый случай ссылки на каторгу относится к 1699 г., когда к этому виду наказания были приговорены 269 стрельцов за участие в бунте 1698г. Каторгами и галерами назывались особые суда, плавающие при
ветре под парусами, а обыкновенно - при помощи весел. Работа веслами и поручалась «каторжным невольникам», как тогда называли гребцов на галерах. Работа каторжников на галерах была организована следующим образом: Точность гребли была такова, что 50 весел составляли одно целое, что было необходимо потому, что, если бы одно весло поднялось или
опустилось скорее другого, гребцы, им управлявшие, ударили бы в спину сидящих впереди и в свою очередь получили бы удар задних. Никакой свободный человек не мог бы грести подобным образом без отдыха более часа, каторжники же в море должны были выполнять эту работу в течение 1О, а иногда и 20 часов безостановочно. Если
кто-либо из невольников падал обессиленный, на него сыпались удары плетей до тех пор, пока в нем не исчезали признаки жизни; затем его бросали в море. Работа на галерах вышла из употребления с полной заменой гребных судов парусными. Преступников часто вместо каторги ссылали, а иногда переводили на другие работы, например на постройку крепости, в порты, в рудники, на заводы, в прядильный двор. Приведенные факты свидетельствуют об утилитарном взгляде Петра I на наказание.
При Петре I начинает активнее использоваться такой вид наказания, как лишение свободы в виде содержания в тюрьме либо заключения в специальные места в военных лагерях (ст.,ст.12,48 Воинского артикула).
Подтверждением формирования системы правосудия является криминализация побега, совершенного лицом, приговоренным к ссылке. Так, Закон от 22 января 1692г.
предусматривал ответственность заклейменных  беглых преступников.
Клеймение осужденных имело свои мотивы. Одна
из целей наказания по законодательству Петра I заключалась в обеспечении изоляции преступников. Поэтому широкое распространение получили тюрьма, ссылка, членовредительские наказания, применение
которых сопровождалось наложением на приговоренного определенного клейма, которое являлось пожизненным отличительным признаком преступника и помогало поймать его в случае бегства.[2]
История па протяжении длительного времени не дает нам точного описания правового регулирования организации испол­нения наказания в виде лишения свободы. Долгое время отсут­ствовали специальные учреждения по управлению исполнением всех видов уголовных наказании и специализированное законо­дательство.
Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина П., которая в первые годы своего правления составила Проект об устройстве тю­рем. Проект предусматривал разделение заключенных но полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, созда­ние особых тюрем для различных категорий осужденных, па-пример, для приговоренных к смертной казни.
Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разде­лам:
1) о строении тюрем разного наименования для заключенных
разных групп;                                  
2) о содержании заключенных;
3) о тюремной администрации.
Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме порем, проект устанавливал за неимущими заключенными пра­во на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда.
Для общего надзора за местами заключения в губернии про­ект создавал специальную должность тюремного смотрителя.
Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбеж­но порождало произвол в деятельности тюремных учреждений.
Таким образом, на протяжении XVII и большей части XVIII в. не было еще единого типа мест лишения свободы. Отсутство­вала тюремная администрация, и задача тюрьмы нередко своди­лась лишь к охране арестантов от побегов.
Лишь в конце XVIII века изменился взгляд на тюремное за­ключение: оно уже не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение свободы стало применятся как самостоятельное уголовное наказание.
С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной ре­прессии стала выдвигаться  задача исправления и перевоспита­ния.
Одним из первых законов, содержащих указание о необхо­димости создания воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 7 ноября 1775 г. «Учрежде­ний об управлении губерниями».[3]
В соответствии со ст.390-391 этого закона приказы общест­венного призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям — работным и смирительным до­мам.
Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление.
Смирительные дома создавались для содержания лиц, нару­шающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию про­тивное», по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей, или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и  «лица непотребного и невоздержанного поведе­ния» .
Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреж­дение об управлении губерниями поручило прокурору осущест­влять надзор за смирительными домами, предписывая ему по­сещать эти учреждения не менее одного раза в неделю.
Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по по­лу, сословию и характеру совершенного преступления. Регули­ровался порядок свиданий.
В 1884 г. было принято Положение о должности смотрителя и о должности караульного офицера в тюремном замке.
Положение предполагало классифицировать заключенных по званиям, преступлениям, полу, разделению по сословиям. В числе дисциплинарных мер употреблялись также и телесные наказания.
Недостаточная регламентация режима в местах лишения сво­боды оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным, ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания наказания в тюрьмах России.
1818-1819 г. занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике.
В 1819 г. было образовано Попечительное о тюрьмах обще­ство.
Первая статья Устава этого общества определяла его задачу как нравственное избавление преступников и как улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей. Был установлен специальный параграф о запрещении упот­ребления в тюрьме спиртных напитков.
В 1822 г. Александр I утвердил Устав о ссыльных. Он пре­дусматривал два вида ссылки в Сибирь:  на каторгу;  на по­селение.
Устав в основном определял порядок этапирования, штаты, обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.
В 1831г. Комитет министров утвердил Тюремную инструк­цию, подготовленную Министерством внутренних дел.
Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему своего содержания инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г., включившие Инструкцию 1831г. в виде ст.28 выработанного ими Устава о содержащихся под стражею.
В качестве мест лишения свободы Устав предусматривал тю­ремные замки и остроги. Эти виды мест заключения предназна­чались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вме­сте с тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и административных предписаний и запре­тов, ослушников барской помещичьей воли и родительской вла­сти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.
В 1845г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.
В Уложении была сделана попытка вернуться к исправитель­ной роли уголовного права в виде деления наказаний на уголов­ные и исправительные.
К уголовным наказаниям относились:
— смертная казнь и лишение всех прав состояния;
— лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные рабо­ты;
— лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Си­бирь;
— лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ.
К исправительным наказаниям были отнесены:
— потеря всех особенных нрав и преимуществ и ссылка в от­даленные или менее отдаленные места Сибири;
— ссылка в другие отдаленные губернии, кроме сибирских;
— заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ, либо без оного;
— заключение в смирительном доме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного;
— заключение в тюрьму;
— арест;
выговор.[4]
В связи с принятием Уложения был поставлен вопрос о тюремной реформе. Ее инициатором был Николаи I. В Москве по его повелению была построена тюрьма по проекту, который он привез из Англии. Проект реформы был составлен в 1869 с. и в течении 10 по­следующих лет дорабатывался.
27 апреля 1879 г. было создано Главное тюремное управле­ние, где сосредоточилось руководство тюрьмами. В тюрьмах стал активнее применяться труд заключенных, улучшилось их медицинское обслуживание и материальное обеспечение.
В 1882 г. местами лишения свободы являлись: тюремные замки и уголовные тюрьмы (579): временные дополнительные помещения при них (6); смирительные дома (5); Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы (2); дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге (5) и  Вар­шавская следственная тюрьма (1); пересыльные тюрьмы (11); исправительные арестантские отделения, роты и полуроты (32); временные арестантские каторжные тюрьмы (11); подследст­венные аресты в Привисленских губерниях (75); полицейские дома в Москве (16). Всего учреждений — 767. Общее число содержащихся в местах лишения свободы на 1 января 1882 г. составляло 94797.
Каторга в России была срочной (до 20 лет) и бессрочной. Она применялась за государственные и иные тяжкие преступления. Осужденные лишались прав состояния и титулов и направля­лись на рудники в Сибирь и на Сахалин. По истечении опреде­ленного срока каторжники (примерного поведения) переводи­лись на более легкий режим, увеличивалось время отдыха, ре­жим содержания ослаблялся. Со временем каторжники могли строить собственные дома и обзаводиться семьями. Таким образом, налицо проявлялась прогрессивная система отбывания на­казания. Отбывшие каторгу переводились в категорию ссыль­ных переселенцев и определялись на место жительства в отда­ленные районы с соответствующей материальной помощью.
Новым этапом в развитии идеи гуманизации наказания стало Уголовное Уложение 1903 г. Оно вводило новую более упро­щенную систему наказании. Количество наказании сократилось до 8: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в смирительный дом, заключение в тюрьму, арест и штраф.
Одним из последних значительных нормативных актов тю­ремного законодательства в царской России явилась Общая тюремная инструкция, утвержденная Министерством юсти­ции в 28 декабря 1915 г. Действие Инструкции распространя­лось на каторжные и другие общеуголовные тюрьмы и исправи­тельные арестантские отделения.
Наряду с Уставом о содержащихся под стражей и Общей тю­ремной инструкцией в некоторых местах заключения режим от­бывания наказания регулировался отдельными нормативными актами.
В 1909 г. в России был введен институт условно-досрочного освобождения, которое применялось к заключенным в тюрьме или исправительном арестантском отделении при отбытии 3/4 срока наказания, но не ранее чем через 6 месяцев. Необходимым условием применения условного освобождения являлось актив­ное проявление исправления, выраженное в добросовестном от­ношении к труду и соблюдением режима содержания. Не под­лежали условно-досрочному освобождению осужденные за каз­нокрадство и осужденные, подлежащие по окончанию тюремно­го заключения ссылке на поселение.
Анализируя пенитенциарное законодательство России в до­революционный период можно утверждать, что оно в целом со­ответствовало аналогичному законодательству развитых евро­пейских стран.
Следует отметить, что в дореволюционной России произош­ло становление русского тюрьмоведения или пенитенциарии. Известными тюрьмоведами являлись Н.Ф. Лучинский, Н.В. Му­равьев, В.Н. Никитин, А.В. Пассек, А.А. Пионтковскмй, Д. Тальбсрг, И.Я, Фойницкий, В.Н. Юферов, Н.М. Ядринцев и др.
Тюрьмоведы в своих трудах стремились соединить учение о наказании с практикой деятельности мест заключения, разрабо­тать принципы такой деятельности, направить ее в русло исправительно-воспитательного воздействия  на лиц, отбывающих на­казание.
Февральская буржуазная революция 1917 г. внесла дезорга­низацию в пенитенциарную систему России. Многие тюрьмы были разгромлены, а их имущество разворовано.
Временное правительство осуществило ряд мер по гуманиза­ции отбывания наказания в местах лишения свободы. Части осужденных, принимавшим участие в работах, связанных с во­енными нуждами и зарекомендовавших себя безукоризненным поведением и усердием в работе, сокращался срок отбывания наказания. Были отменены некоторые жестокие средства воз­действия на заключенных. Так, в частности, отменялись наказа­ния розгами, наложения оков и одевание смирительной рубаш­ки. Для каторжных женщин одиночное заключение сокращалось наполовину.
Тюремное ведомство возглавил профессор А.А. Жижиленко. Главной задачей наказания определялось перевоспитание чело­века, совершившего преступление.
Временное правительство стремилось сохранить основу ста­рого государственного аппарата, в том числе армию, полицию, чиновничество. Оно старалось, как можно меньше реформиро­вать государственный механизм. В пенитенциарной сфере Вре­менное правительство стремилось многое сохранить от царизма и понимало допустимые пределы реформирования пенитенци­арной системы.
3 марта 1917 г. в программе своей деятельности оно объяви­ло: «Полная и немедленная амнистия по всем делам; политиче­ским и религиозным, в том числе террористическим покушени­ям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д.».[5] 6 марта Временное правительство приняло Указ о политиче­ской амнистии. В целом в результате амнистии было освобождено более 88 тыс. заключенных, из которых 67,8 тыс. человек осужденные за уголовные преступления. В результате амнистии общее число заключенных с 1 марта по 1 апреля 1917 г. сократилось на 75%. 17 марта 1917 г. Временное правительство издало Постанов­ление «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления», т.е. об амнистии осужденных за общеуголовные деяния. Однако амнистии подлежали только те осужденные, которые изъявляли готовность послужить своей родине на поле брани. Расчет Временного правительства на привлечение в армию заключенных не оправдался, и многие освобожденные при воз­можности бежали из частей.
Постановлением Временного правительства от 26 апреля 1917г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление мест заключения (ГУМЗ), а Совет по тю­ремным делам — в Совет по делам мест заключения. Совет по делам мест заключения возглавил председатель, он же начальник ГУМЗ А.А. Жижиленко. В Совет по делам мест заключения входили также представители судебно-прокурорских работников и адвокатуры, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Петроградского городского общественного правления, петроградских обществ покровитель­ства лицам, освобожденным из мест заключения, и обществ, за­ведующих петроградскими воспитательно-исправительными заведениями для несовершеннолетних.
Несмотря на проведенные изменения в деятельности пени­тенциарной системы особых новшеств в организацию пенитен­циарного дела и его законодательную основу Временное прави­тельство не внесло, за исключением того, что на право вмеши­ваться в пенитенциарные учреждения стали претендовать различные местные общественные организации, что приводило к большей неразберихе в деятельности этих учреждений.

  1. Развитие исправительно-трудового законодательства и пенитенциарной системы в советский период в России.

Советский этап в развитии пенитенциарного права начался с попытки реализации передовых идей сформировавшихся в до­революционным период. Многие известные ученые приняли со­ветскую власть и работали в советских государственных учреж­дениях, внося в их организацию прогрессивные демократиче­ские начала организации исполнения наказания.
28 октября 1917 г. постановлением Петроградского Военно-революционного комитета (ВРК) были назначены комиссары в тюрьмы Выборгского района.
Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 15 декабря 1917 г. при тюрьмах были утверждены следствен­ные комиссии для проверки правильности ареста, доставляемых в местах заключения лиц и законности содержания арестантов.
12 января 1918 г. в составе НКЮ была образована медицин­ская коллегия для проверки заявлений заключенных о болезнях.
23 января 1918 г. Совет народных комиссаров (СНК) принял Постановление об улучшении продовольствия в Петроградских тюрьмах. 24 января 1918 г. принято постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах».
Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбы­вания наказания и устанавливающим виды мест лишения свобо­ды являлась Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания». Характерной особенностью Временной инст­рукции является предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке и установлении внутрен­него распорядка мест заключения; при этом они могли приме­нять правила «Общей тюремной инструкции 1916 г.».
Временная инструкция определяла следующие места заклю­чения:
— общие места заключения (тюрьмы);
— воспитательно-карательные реформатории и земледельче­ские колонии (в основном для молодежи);
— испытательные заведения для лиц, в отношении которых
есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;
— карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями);
— тюремные больницы.
Из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали только общие места заключения (тюрьмы и тю­ремные больницы).
Временная инструкция предусматривала создание распреде­лительных комиссий. Положение о распределительных ко­миссиях было принято карательным отделом НКЮ РСФСР 16 ноября 1918 г. Распределительные комиссии определяли вид места лишения свободы, куда должен был направляться осуж­денный после суда.
Одним из первых нормативных актов советской власти, по­священных проблемам преступности несовершеннолетних, был Декрет СНК от 14 января 1918г. «О комиссиях для несовер­шеннолетних».[6] В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В соответствии с этим Декретом, из мест лишения свободы несовершеннолетние были освобождены, и центр тяжести в борьбе с преступностью среди несовершенно­летних был перенесен на меры воспитательного и предупреди­тельного характера. Вместе с тем проявлялась забота о том, что­бы правонарушители из числа молодежи (17 лет и старше), осу­жденные к лишению свободы, отбывали наказание в особых ис­правительно-трудовых учреждениях.
25 ноября 1918 г. было принято Постановление НКЮ «О досрочном освобождении».[7] Согласно Инструкции о досрочном освобождении лица, от­бывающие наказания в местах лишения свободы, могли быть по постановлению народного судьи или революционного трибуна­ла по подсудности освобождены до истечения срока наказания. Ходатайство о досрочном освобождении возбуждалось самим осужденным, его близкими, или распределительной комиссией.
Особое место среди законодательных актов, регулирующих деятельность мест заключения в период гражданской войны, занимает «Устав трудовых земледельческих колоний», утвер­жденный 12 августа 1919 года Наркоматом Юстиции. Будучи итогом длительных поисков и разработок, он впервые в истории
ИТУ в концентрированном виде вводил в их деятельность про­грессивную систему отбывания наказания.
Все заключенные, содержащиеся в трудовых земледельче­ских колониях делились на четыре разряда: испытуемые, ис­правляющиеся, образцовые и штрафные. Перевод из одного раз­ряда в другой осуществлялся в зависимости от их отношения к труду и успехов в школьном обучении.
В рассматриваемый период возросла политическая и уголов­ная преступность. Советская власть с целью защиты революции
приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с
контрреволюцией и уголовной преступностью. В связи с этим и
с учетом развернувшейся гражданской воины и интервенции
постановлением СНК ГСФСР от 5 сентября 1918г. «О крас­ном терроре» определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их концентрационные лагеря. Данные лагеря были созданы в 1919г. и их существова­ние было закреплено Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919г. и
Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919г. «О лагерях принудительных работ».
Правовые основы функционирования концлагерей отлича­лись от исправительно-трудовых учреждений. В лагеря по по­становлению ВЧК направляли на время гражданской войны лиц из числа иностранных граждан и представителей ранее господ­ствующих классов.
Следующим этапом в развитии исправительно-трудового за­конодательства стали «Правила внутреннего распорядка а местах заключения», введенные циркуляром НКЮ в июле 1920 г. Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статен, которые составляли в последующем «Поло­жение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.».
Положение об общих местах заключения РСФСР 15 ноября 1920 г. стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждении. Издание данного нормативного акта бы­ло вызвано необходимостью установления определенных пра­вил в порядке содержания заключенных, создании единообраз­ного режима в местах заключения. Установив четкое распреде­ление заключенных на категории и разряды, и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зави­симости от степени исправления. Положение тем самым закре­пило прогрессивную систему отбывания наказания в местах за­ключения.
Согласно Положению все вновь поступившие в местах ли­шения свободы помещались в разряд испытуемых, Но поддаю­щиеся исправлению осужденные переводились в штрафном раз­ряд, где устанавливался особо строгий режим содержания. Лица, проявляющие стремление к исправлению, переводились в раз­ряд исправляющихся, а оттуда за отличное поведение — в об­разцовый. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся коллегией места заключения на основании характеристики с учетом поведения, отношения к труду и обучения.
Положение устанавливало 9 видов дисциплинарных наказа­ний:
1) выговор наедине или в присутствии других осужденных;
2) ограничение или лишение права пользоваться библиоте­кой;
3) ограничение или лишение права переписки;
4) ограничение или лишение права свиданий;
5) ограничение права выписки или передачи;         
6) перевод на уменьшенный продовольственный паек (при­менялся за отказ от работы);
7) карцер на срок до 14 суток с выдачей горячей пищи и вы­водом на прогулку через два дня на третий;
8} перевод в низший разряд;
9) продление срока заключения.              
Кроме того, в случае упорного неповиновения заключенных или особой тяжести нарушения ими установленного режима коллегия мест заключения могла войти в Распределительную комиссию с представлением о переводе заключенного в особую (изоляционную) тюрьму.
В соответствии с Положением вес заключенные подразделя­лись на 3 группы:
1) лица, совершившие преступление не имеющие корыстного характера;
2) лица, совершившие преступления в корыстных целях;
3) рецидивисты первой и второй группы.
Коллегия НКЮ РСФСР 5 апреля 1922 г. утвердила Положе­ние о переходных исправительных домах.
Переходные исправительные дома утверждались для заклю­ченных, приговоренных на срок свыше трех лет и переведенных в общих местах заключения (исправдоме) в разряд образцовых, а также для тех приговоренных, которые прибыли в разряд и пробыли в нем (в разряде исправляющихся) не менее 1/4 общего срока и отличились безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях.
Дальнейшее развитие получил институт досрочного освобо­ждения, который вес более оформляется как институт условно-досрочного освобождения. В этом отношении определяющую роль сыграл Декрет СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. «О ли­шении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», в котором институт условно-досрочного осво­бождения от дальнейшего отбывания наказания регулировался в аспекте общих принципов уголовной ответственности и, в част­ности, достижении целей наказания.
Обращает на себя внимание практика издания актов приме­нения условно-досрочного освобождения конкретных категорий осужденных в связи с определенными событиями. Так, 5 марта 1923 г. был издан Декрет ВЦИК «Об условно-досрочным осво­бождении заключенных женщин ко дню празднования интернационального дна работницы». Предписания Декрета распространялись лишь на тех осужденных женщин, которые к 8 марта 1923г. уже отбыли половину срока наказания.
С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации. Потребность в этом была подтверждена на­учными и практическими работниками на Всероссийском съезде работников исправительно-трудовых учреждений, проходившем в Москве с 18 по 24 октября 1923 г.
В результате систематизации в 1924 г. был принят первый советский Исправительно-трудовой кодекс.
ИТК 1924 г. подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.
В зависимости от особенностей личности, социального по­ложения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отри­цательно-настроенной части преступников на других заключен­ных, осужденные распределялись но разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды.
При переводе из одного разряда в другой различали три кате­гории заключенных:
1} подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией;
2) профессиональные преступники, а также лица, не принад­лежащие к классу трудящихся;
все остальные заключенные, не отнесенные к первым двум категориям.
При поступлении в исправительно-трудовые учреждения, за­ключенные первой и второй категорий помещались в нижний разряд, а осужденных к третьей категории — в любой из трех разрядов.
Исправительно-трудовой кодекс 1924 г. закрепил следую­щую систему мест заключения:
1) места заключения для применения мер социальной защиты исправительного характера;
2) места заключения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера;
3) места заключения для применения мер защиты медицин­ского характера.
Систему учреждений для применения мер социальной защи­ты исправительного характера но ИТК РСФСР 1924 г. составля­ли:
1) дома заключения для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу, лишенных свободы на срок до 6 месяцев;
2) исправительно-трудовые дома для лишенных свободы на срок свыше 6 месяцев;
3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) для лишенных свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет принадлежавших к классу трудящихся, со­вершивших преступления по несознательности в первый раз или в силу тяжелых материальных условий, случайно, и не склонны к побегу;
4) изоляторы специального назначения для лишенных свобо­ды со строгой изоляцией, не принадлежащих к классу прудя­щихся, а равно лиц хотя и принадлежащих к трудящимся, но особо опасных для Республики пли переведенных в порядке дисциплинарного взыскания;
5) переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обна­руживших способность к трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах заключения (полусво­бодный режим).
В  систему  учреждений   медико-педагогического  характера входили:
1) трудовые дома для осужденных к лишению свободы несо­вершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет;
2) трудовые дома для осужденных к лишению свободы пра­вонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в воз­расте от 16 до 20 лет.
Учреждения медицинского характера состояли из колонии, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т.п.
С начала 30-х годов в исправительно-трудовых учреждениях системы НКЮ политико-воспитательные аппараты сосредото­чили свое внимание на организации социалистического сорев­нования, ударничестве, культурно-массовой работе, общеобра­зовательном и профессионально-техническом образовании. В исправительно-трудовых учреждениях действуют товарищеские суды осужденных. К воспитательной работе с осужденными па общественных началах привлекались местные театры.
 Заметим, что суровые наказания, выносимые судебным порядком, непреклонно исполнялись только для осужденных по политическим статьям. Об ужесточении «классовых подходов» при организации борьбы с преступностью свидетельствует и общая статистика осужденных по линии ОГПУ СССР:
в 1927г. - 12 267 чел, в 1928г. - 16 211, в 1929г. - 25 853, 1930г. - 114 443.
Что же касается уголовников, то даже наиболее опасные из них, осужденные к максимальным срокам, благодаря веренице амнистий, посвященных политическим событиям или революционным праздникам, нередко уже через полгода оказывались на воле.  В целом же очевидно, что до 1929г. основными целями заключения оставались наказание, перевоспитание, ограждение общества от преступников. Использование осуждены в качестве дешевой рабочей силы не ставилось во главу системы.[8]
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 г. находящиеся в ведении НКВД места заключения пере­шли в подчинение НКЮ союзных и автономных республик. В составе НКЮ РСФСР было создано Главное управление испра­вительно-трудовых учреждений (ГУИТУ).
Временное положение о местах лишения свободы 1930 г. за­крепило следующую систему мест лишения свободы:
1} изоляторы для подследственных,
2} пересыльные пункты;
3) ИТК;
4) больницы и учреждения для медицинской экспертизы;
5) учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.
В конце 20-х годов в исправительно-трудовой политике про­исходит отход от принципа гуманизма и усиливается каратель­ная функция органов, исполняющих наказания, особенно в от­ношении осужденных, не принадлежащих к рабочим и крестья­нам. Целый ряд мер был направлен на укрепление режима, в частности ограничивались зачеты рабочих дней, предоставление отпусков, досрочные переводы в высшие разряды «классово-чуждых элементов», социально-опасных преступников, рециди­вистов.
Новый этап истории пенитенциарной системы советского го­сударства открывает «Положение об исправительно-трудовых лагерях», утвержденное Постановлением СНК СССР от 7 апре­ля 1930г.
Положение об ИТЛ вместо прежнего деления на лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой установило деле­ние на лишение свободы в отдельных местностях СССР и ли­шение свободы в общих местах заключения. Лишение свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах за­ключения, а на срок от 3 до 10 лет — в ИТЛ.
В 1931 г. было утверждено Временное положение о зачете рабочих дней, заключенным, содержащимся в ИТЛ. Зачет по первой категории труда устанавливал из расчета 4 дня срока за три дня работы, по второй — 5 дней срока за 4 дня работы. Работа исправительно-трудовых учреждений была включена в народно-хозяйственный план. В 1933 г. систему мест лишения свободы пополнили школы ФЗУ индустриального и сельскохо­зяйственного типа,
Осужденные систематически и злостно нарушающие режим содержания, направлялись в штрафные исправительно-трудовые колонии, данный порядок был определен Временным положе­нием о местах лишения свободы, утвержденным Главным управлением исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР.
1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс.
ИТК 1933 г. устанавливал 5 видов мест лишения свободы:
1} изоляторы для подследственных;
2) пересыльные пункты;
3)исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные);
4) учреждения для применения к лишенным свободы мер ме­дицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных);
5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗО индустриального и сельскохозяйственного типа).
Система деления заключенных на разряды и категории отме­нялась.
Предусматривалось создание самодеятельных организаций осужденных, таких, как массово-производственные, культурно-массовые, санитарно-бытовые, товарищеские суды.
Существенным недостатком НТК 1933 г. явилось то, что он не регламентировал деятельность всех мест заключения, т.к. не распространялся на ИТЛ, не включал содержащихся в ИТК 1924г. норм, касающихся трудоустройства, оказания помощи освобождающимся.
Начиная с 30-х годов в целях изоляции отрицательно настро­енных заключенных и борьбы с внутрилагерной преступностью в ИТЛ создавались штрафные изоляторы, злостные нарушители режима этапировались для дальнейшего отбывания на острова Северного Ледовитого океана.
Следует отметить, что нормы НТК 1933 г. несли на себе от­печаток временного отступления в осуществлении карательной политики от наиболее суровых репрессивных мер.
Вместе с тем эта «передышка» носила кратковременный ха­рактер. С образованием общесоюзного НКВД и в соответствии с Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. и передачи ему в веде­ние ИТК из ведения НКЮ союзных республик ИТК РСФСР 1933 г. фактически утратил свое назначение и силу.
Согласно Постановлению ЦИК и СНК от 27 октября 1934 г., для руководства ИГУ в составе Главного управления исправи­тельных трудовых лагерей, трудовых поселении п мест заклю­чения НКВД СССР был образован отдел мест заключения.
В 1934 г. в связи с образованием НКВД СССР все места ли­шения свободы были вновь переданы в его ведение.
Начиная с конца 1938 г. происходит усиление изоляции за­ключенных в ИТЛ. Изолировались осужденные, судимые за бандитизм н разбой, водворявшиеся в штрафной изолятор, по­лучившие вторую судимость в лагере, склонные к побегу, отка­зывающиеся от работы и систематически нарушающие требова­ния режима.
15 июля 1939 г. Приказом НКВД СССР «Об отмене прак­тики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобожде­ния» в целях максимального использования рабочей силы, заключенных на строительстве и производстве была отменена система досрочного освобождения заключенных.
С началом войны перед НКВД СССР стала задача перестрой­ки лагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени. В 1941 г. из мест лишения свободы было освобождено 480 тысяч осужденных с направлением в действующую армию и 200 тысяч освобождено и направлено для выполнения оборон­ных работ.
В феврале 1942 г. было введена в действие инструкция, регу­лирующая порядок содержания осужденных в годы войны. Она определяла применение оружия без предупреждения при напа­дении на работников мест заключения или охрану и при отказе приступить к работе.
Отмена в 1947 г. смертной казни существенно осложнила об­становку в местах лишения свободы. В этой ситуации государ­ство приняло решение об организации лагерей особого назначе­ния, в которых содержались лица, осужденные за особо опасные преступления, которые по сравнению с иными категориями осужденных несли повышенную дисциплинарную ответствен­ность за нарушение режима.
В 1953 г. произошло особо значимое событие для мест лише­ния свободы: массовое освобождение осужденных за уголовные преступления по амнистии. Однако при подготовке амнистии не были предусмотрены меры по реализации отрицательных по­следствий свойственных любой амнистии. Не прорабатывались вопросы трудового и бытового устройства освобождаемых. Л ведь часто освобождаемые не имели места жительства, потеряли социальные связи с родственниками. Таким образом значитель­ная часть осужденных оказалась неподготовленной к жизни на свободе и не найдя помощи от государства в решении социаль­но-бытовых вопросов снова встала на путь совершения престу­плений.
10 июля 1954 г. было утверждено Положение «Об исправи­тельно-трудовых лагерях и колониях СССР».
Основной задачей исправительно-трудовых учреждении при­знавалось создание условий, исключающих возможность со­вершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности — исправление и перевоспитание осужденных, на основе приобщения к общественно полезному труду. Поло­жение предусматривало проведение общеобразовательной и профессионально-технической подготовки заключенных.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР  от 25.10.1956г. «О мерах по улучшению работы МВД СССР» положило начало серьезном перестройки деятель­ности системы исполнения уголовною наказания в пиле лише­ния свободы. Основным видом исправительных учреждений становятся исправительно-трудовые колонии.
Во исполнение указанного Постановления было разработано Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД 1958г.
50-е годы стати этапом критической переоценки организаци­онных структур исполнения уголовного наказания в виде лише­ния свободы, содержание их работы, подготовки частичной реа­лизации реформы уголовно-исполнительной системы со всеми ее репрессивными атрибутами. Правовой основой реформы ста­ли Основы уголовного законодательства Союза ССР и союз­ных республик, утвержденные на второй сессии Верховного Со­вета СССР 25.12.1959 г.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 9 октября 1961 г. было утверждено Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах.
Положение предусматривало в целях раздельного содержа­ния разных по степени общественной опасности категории осу­жденных и дифференцированного на них воздействия 4 вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Тюрьмы, как места лишения свободы, сохранялись, по только для осужден­ных, нуждающихся в особо строгой изоляции. С принятием данных положений ликвидировался один из основных недостат­ков прежнего распределения осужденных по видам режима — совместное содержание впервые осужденных и неоднократно судимых.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1969 г. вводились в действие «Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных респуб­лики», а 19 декабря 1970 г. был утвержден и 1 июля 1971 г. вступил в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
Основы и кодекс расширили предмет исправительно-трудового законодательства, так как они стали регулировать 4 вида наказаний — лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку.
Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свобо­ды традиционно занимали ведущие места в уголовно-исполнительной системе страны.
ИТК предусматривал случаи временного оставления осуж­денных в следственных изоляторах или тюрьме, если это было необходимо для производства следственных действии, а также для выполнения хозяйственных работ.
Тюрьмы предназначались для содержания особо опасных ре­цидивистов, которым лишение свободы назначалось в виде тю­ремного заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также переведенные из ИТК за злостные нарушения режима.
ИТК предусматривал исполнение наказания в отношении не­совершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.
В качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных ИТК называет: режим отбывания наказания, обще­ственно полезный труд, политико-воспитательную работу, об­щеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных.
ИТК закрепил основные формы политико-воспитательной работы с осужденными, отнеся к ним: трудовое соревнование; разъяснение законодательства; агитационную работу и пропа­гандистскую работу; культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу; индивидуальную работу.
Политико-воспитательная работа с осужденными должна была проводиться дифференцированно с учетом вида ИТК и установленного в нем режима. В тюрьмах и помещениях камер­ного типа такая работа проводилась покамерно.
12 июня 1970 г. был введен новый вид уголовного наказания — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.
Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в 70-90 годы в своей основе был определен Основами и исправительно-трудовыми кодексами, а также широким ком­плексом подзаконных актов. Главное место в разряде последних занимали Правила внутреннего распорядка ИТУ 1972 и 1986 г.
Они устанавливали нормы приема осужденных в учрежде­ния, правила их поведения во время работы и отдыха, перечень работ и должностей, но которых запрещается использование осужденных, перечень и количество предметов и вещей, кото­рые они могут иметь при себе, порядок изъятия запрещенных предметов, правила проведения проверок, свидании, приема и вручения осужденным посылок, передач и т.д.
В исправительно-трудовых учреждениях устанавливается от­рядная система, которая юридически закрепляла Правилами внутреннего распорядка ИТУ 1972 г. Численность осужденных в отрядах определялась в зависимости от вида режима ИТУ и составляла от 50 до 120 человек.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. был введен новый вид колоний-поселений, для лип, со­вершивших преступления по неосторожности, осужденных к лишению свободы на срок не свыше 5 лет. В дальнейшем в ИТК-поселениях стали направляться все лица, впервые осуж­денные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности. В 1985 г. создается новый вид ИТК-поселений для впервые осужденных за умышленные преступления.
В 1977 г. Указом ПВС СССР Основы исправительно-трудового законодательства были дополнены нормой о «кратко­срочных выездах за пределы мест лишения свободы». В соот­ветствии с данной нормой краткосрочные выезды могли быть разрешены осужденным в связи с исключительными личными обстоятельствами.
В 1977 г. Основы уголовного законодательства закрепили порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
15 марта 1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято Положение о порядке и условиях исполне­ния уголовных наказаний, не связанных с мерами исправитель­но-трудового воздействия на осужденных.
Положение определяло правовые основы в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься опре­деленной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.

3. Уголовно-исполнительное законодательство в постсоветский период в России.

В июне 1990 г. была принята Концепция реформы уголовно-исполнительной системы. С принятием концепции закончился перестроенный этап в осмыслении существовавшего в то время положения дел, поиске надежных ориентиров буду­щего развития пенитенциарной системы. Освободившись от бремени решения оперативных вопросов в связи с начавшимся переделом полномочии между центром и республиками, собст­венные органы которых инициативно забирали себе полномочия союзных структур, союзное МВД сосредоточилось на решении проблем реформирования пенитенциарной системы.
Концепция реформирования УИС представляла собой" в обобщенном виде концептуальные ориентиры первых реформа­торских шагов, которые в дальнейшем в той или иной мере осуществлялись в первые годы существования Российской Фе­дерации.
Анализируемая Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы состояла из ряда разделов, опреде­ляющих, устройство самой системы и основных направлений ее функционирования. Особое внимание уделялось вопросам пра­вовой защищенности осужденных, социальной адаптации лиц, отбывших наказание, и кадровому обеспечению.
В Концепции указывалось на кризисное состояние дейст­вующей системы, подчеркивалась ее органическая принадлеж­ность к подлежащим слому структурам командного админист­рирования и вытекающая отсюда ведомственная закрытость, репрессивная направленность, декларативность закрепленных законом гуманных принципов и целей наказания при их приме­нении.
Концепция предполагала осуществить радикальную федера­лизацию имеющихся структур, строго ограничив компетенцию центра, которая должна была включать выработку исправитель­но-трудовой политики, «минимальных норм условий исполне­ния наказаний» и контроль за их соблюдением на всей террито­рии государства.
Предполагалось, что союзные исполнительные органы долж­ны были обобщать пенитенциарную практику, разрабатывать и координировать выполнение международных, общегосударст­венных и межрегиональных программ по совершенствованию материального, кадрового, финансового, организационного, на­учного обеспечения системы, организовывать коммерческое по­средничество в ее производственно-хозяйственной деятельно­сти. Союзные республики предполагалось наделить широкими полномочиями и автономией в решении оперативных и страте­гических вопросов, развития и функционирования исправитель­но-трудовых учреждении, находящихся в их ведении.
Таким образом, Концепция предполагала разделение систе­мы исполнения наказания на учреждение союзного, республи­канского и местного подчинения. Порядок финансирования оп­ределялся из разноуровневых бюджетов Союза и входящих в него республик. Следует особо подчеркнуть факт того, что пре­дусматривалось непосредственная подчиненность республикан­ских структур собственным органам власти и управления. В ре­зультате дробилась сама структура пенитенциарной системы, отдельные части которой должны были быть едины лишь на уровне общности политики, законодательства и элементов ком­петенции, отнесенных к ведению центра. При этом предполага­лось осуществить переход к государственно-общественному управлению уголовно-исполнительной  системой как специфи­ческим социальным комплексом и образовать трехзвенную сис­тему управления.
Однако в связи с обретением самостоятельности и государст­венного суверенитета, государство не пошло по пути децентра­лизации государственного управления пенитенциарной систе­мы.
В дальнейшем были приняты важнейшие правовые акты в
сфере применения уголовных наказаний и обращения с осуж­денными, что явилось составной частью реформы уголовно-
исполнительной системы.
Начиная с 1992 г. в России осуществляется реформа уголовно-исполнительной системы, в результате которой принято бо­лее 30 законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства, обеспечивающих поддержку и развитие системы ис­полнения уголовных наказании.
Одним из первых указов Президента РФ были отменены 50% удержания из заработка осужденных с доход государства и ус­танавливались лишь удержания по фактической стоимости пи­тания и вещевого имущества, предоставленного осужденным.
Указом Президента РФ от 22 апреля 1994 г. «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» охрана исправительных учрежде­ний была передана от внутренних войск МВД России учрежде­ниям и органам уголовно-исполнительной системы России.
12 нюня 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР».
Этот Закон внес наиболее существенные изменения в норма­тивную базу функционирования уголовно-исполнительной сис­темы. Этим Законом Российское исправительно-трудовое зако­нодательство было приведено в соответствие с международны­ми нормами права. Законом была гарантирована осужденным свобода совести и вероисповедания.
Служители культа разных конфессий получили возможность посещать места лишения свободы в целях исполнения религи­озных обрядов.
Администрация исправительных учреждений обязывалась разъяснять осужденным их права и обязанности, условия труда и отдыха, предоставления возможности ознакомления с различ­ными нормативно-правовыми актами. Закон определял правовое положение администрации исправительных учреждении, требо­вания, предъявляемые к персоналу, ответственность сотрудни­ков ИТУ.
Данный Закон предусмотрел возможность отпусков всем ра­ботающим осужденным, а время их работы в период отбывания наказания в виде лишения свободы стало засчитываться в об­щий трудовой стаж. Закон снял ограничения на отправление осужденными писем и телеграмм, отменил такие меры взыска­ния, как лишение посылок и передач, а также свиданий, Жен­щины, имеющие детей до 3-х лет, получили возможность про­живать с ними за пределами исправительного учреждения.
Закон предоставил право работающим осужденным на от­пуск, время работы осужденного стало засчитываться в общий трудовой стаж. Осужденные получили возможность без ограни­чения количества отправлять и получать письма и телеграммы. Закон отменил такие взыскания, как лишение осужденных оче­редных посылок и передач, а также свиданий.
Законом РФ «О внесении изменений в ст.24 Уголовного ко­декса РСФСР» от 2 декабря 1992 г. в России было введено по­жизненное лишение свободы по отношению к осужденным, приговоренным к смертной казни и затем помилованным.
Исходя из этого положения, начали функционировать учреж­дения, предназначенные для содержания лиц, отбывающих по­жизненное лишение свободы.
21 января 1993 г. было принято Постановление «О времен­ных следственных изоляторах, расположенных па территории ИТК, для содержания осужденных, в отношении которых при­говоры не вступили в законную силу».
В соответствии с данным Постановлением осужденные, в от­ношении которых приговоры не вступили в законную силу, из переполненных следственных изоляторов могли переводиться во временные следственные изоляторы, созданные на террито­рии ИТК.
18 февраля 1993 г. был принят Закон РФ «О внесении изме­нении в УК РСФСР, УПК РСФСР, ИТК РСФСР», который от­менил такие виды наказаний, как ссылка, высылка, условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условное освобождение с обязательным привлечением к труду. Нужно отметить, что отмена последнего наказания была явно ошибоч­ной и уже в новом УИК РФ этот вид наказания был вновь вос­становлен только под другим названием — «ограничение свобо­ды».
6 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О внесении изменений в уголовный кодекс РСФСР и исправительно-трудовой кодекс РСФСР», который внес существенные изменения в деятельность уголовно-исполнительной системы.
Данный Закон ликвидировал ИТК усиленного режима. Осу­жденные, содержащиеся в этих колониях, переводились в коло­нии общего режима. Закон изменил систему распределения осужденных по видам режима, взяв за основу общественную опасность конкретной личности, а не количества судимостей, чем вошел в противоречие с принципом дифференциации ис­полнения наказания, так как в одном исправительном учрежде­нии оказались лица как впервые судимые, так и рецидивисты.
Значительные изменения в функционирование исправитель­ных учреждении внес Закон от 21 июля 1993 г. «Об учреждени­ях и органах государства, исполняющих уголовные наказа­ния в виде лишения свободы».
Закон отводил значительное место экономике мест лишения свободы, многообразию производственной деятельности в ис­правительных учреждениях, повышению обеспечения прав осу­жденных. Он детально регламентировал применение к осужден­ным физической силы, технических средств и оружия.
Значение этого закона состоит в том, что он определяет уголовно-исполнительную систему, ее аппарат управления и место в системе органов государственной и исполнительной власти, регламентацию основ деятельности исправительных учрежде­ний.
Закон впервые устанавливает принципы функционирования уголовно-исполнительной системы, что, безусловно, является достижением. Таких принципов в Законе четыре; законность, гуманизм, уважение прав человека, приоритет исправления осужденных перед производственной деятельностью.
Существенные изменения в рассматриваемый период про­изошли в системе учреждении и органов, исполняющих уголов­ные наказания.
В уголовно-исполнительную систему наряду с исправитель­но-трудовыми и воспитательно-трудовыми колониями и тюрь­мами были включены следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проект­ные, лечебные, учебные и иные учреждения, а также территори­альные и центральные органы управления уголовно-исполнительной системой.
Были ликвидированы спецкомендатуры органов внутренних дел, исполняющие наказание в виде условного осуждения (ос­вобождения) с обязательным привлечением к труду. Прекраще­но исполнение наказаний в виде ссылки и высылки в связи с их отменой.
Эти действия были опрометчивыми, поскольку игнорировали реаль­ные и потенциальные возможности отмененных видов наказа­ний. Так, в 1992 г. условно, с обязательным привлечением к труду было осуждено 39174 человека, или 6,3% всех осужденных.[9] По официальной статистике в их число включены и условно-осужденные с испытательным сроком, хотя, такая мера наказа­нием ни юридически, ни фактически не является. Сотни тысяч осужденных, будучи освобожденными из исправительно-трудовых колоний, на­ходились в режиме полусвободы. Данные категории осужден­ный в последующем стали приговариваться к неадекватно мяг­ким наказаниям или подвергаться лишению свободы, что при­водило к отрицательным криминологическим последствиям. Законодатель попытался исправить допущенную ошибку, реа­нимировав уже через три года некоторые из рассматриваемых наказаний под новым названием «ограничение свободы» (ст.53 УК РФ). Однако, за это время была полностью утрачена соответствующая инфраструктура и кадровый потенциал, необходи­мый для реализации данного наказания.
Необходимо отметить происшедшие существенные измене­ния в режиме исполнения и отбывания наказания в виде лише­ния свободы, которые были внесены вышеназванным Законом. Заслуживает внимание требование закона о том, что осужден­ным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обя­занности, условия труда и отдыха. Закон, наряду со свиданиями, осужденным предоставил право на 4 телефонных разговора в год продолжительностью до (5 минут каждый при наличии тех­нических возможностей.
Закон изменил условия и порядок краткосрочных выездов осужденных из мест лишения свободы. Осужденным женщи­нам, имеющим детей в домах ребенка при ИТК, был разрешен краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы на время отпуска для устройства детей у родственников, опекунов или в детские дома, продолжительностью не менее 15 суток, не считая времени нахождения в пути.
Закон отменял ограничения на отправление осужденными писем и телеграмм. Осужденные получили право получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количест­ва.
Существенные изменения претерпели меры поощрения и взыскания, применяемые в отношении осужденных. В качестве поощрения было предусмотрено разрешение дополнительного телефонного разговора, разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме, составляющей 15% от установленного законом минимального размера оплаты труда на покупку предметов пи­тания и предметов первой необходимости. Были отменены дис­циплинарные взыскания в виде лишения очередного свидания, лишения права па получение очередной посылки или передачи и запрещения на срок до одного месяца покупать продукты пита­ния, внеочередное дежурство по уборке территории. Необходи­мо отметить, что данные изъятия вызвали справедливое недо­вольство у сотрудников ИТУ в связи с необоснованным ограни­чением комплекса мер дисциплинарного воздействия на право­нарушителей.
Заслуживает внимания решение конституционного суда 23 июня 1995г. по делу «О проверке конституционности части 1 и пункта 8 части 2 статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР». В ре­зультате рассмотрения данного дела, нормы Жилищного кодек­са РСФСР об утрате гражданина права на жилье при осуждении к наказанию в виде лишения свободы на срок свыше 6 месяцев признаны не конституционными.
Другое Постановление Конституционного Суда от 16 октяб­ря 1995 г. признало не конституционным статью 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях РСФСР». Согласно данному Постановлению приостановление выплаты трудовых пенсий на время лишения пенсионера свобо­ды по приговору суда признано противоречащим Конституции РФ.
В 1995 году была принята Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г.[10]
Во вводной части Концепции было определено, что уголовно-исполнительная система МВД РФ представляет собой сово­купность учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, и включает комплекс государственно-правовых, социаль­но-экономических, психолого-педагогических институтов. В Концепции было заявлено, что благодаря гуманизации исполне­ния наказаний, принятым мерам по созданию дифференциро­ванных условий содержания осужденных в зависимости от сте­пени их социальной опасности, приоритету стимулирующих мер воздействия над запрещающими удалось в определенной степе­ни стабилизировать обстановку в учреждениях, исполняющих наказания.
Однако, как указывалось в Концепции, в полной мере решить имеющийся комплекс проблем не удается. Причиной, сдержи­вающей углубленное реформирование системы, была названа действующая правовая база исполнения уголовных наказаний, а также ее недостаточное бюджетное финансирование. Среди причин, оказывающих негативное влияние па уголовно-исполнительную систему, назывались: негативные экономиче­ские тенденции, которые оказали влияние на весь процесс ис­полнения уголовных наказаний в виде лишения свободы; повы­шенная криминогенность состава осужденных; неурегулирован­ность в действующем законодательстве; дифференциация усло­вии исполнения наказаний в соответствии с психологическими особенностями и степенью социально-нравственной деградации осужденных, их педагогической запущенностью; несоответст­вие положениям и нормам законодательства условий размеще­ния подозреваемых и обвиняемых; изношенность материальной базы 40 процентов колоний; дефицит квалифицированных со­трудников.
Сложившееся положение УИС продиктовало необходимость радикальных преобразований уголовной и уголовно-исполнительной политики совершенствования действующей законодательной базы, продолжения и углубления реформы ор­ганизационно-правовых основ деятельности УИС. Целью реор­ганизации было определено качественное изменение УИС, по­вышение эффективности деятельности органов и учреждений.
Концепция предусматривала реорганизацию практики рабо­ты с персоналом УИС и его социально-правовую защиту.
В рамках этого направления предусматривалось: установле­ние высокого официальною статуса и общественного престижа работника уголовно-исполнительной системы; повышение уровня профессиональной правовой культуры сотрудников, ро­ли руководителей подразделений, общих собраний, судов чести, советов наставников, ветеранов и других общественных форми­рований в воспитательной работе с личным составом.
Реорганизация социально-правовой защиты осужденных предусматривает создание условий и порядка исполнения нака­заний, обеспечивающих: гуманное отношение к осужденным, подозреваемым и обвиняемым; права человека и его интересы; стимулирование правопослушного поведения осужденных, по­дозреваемых и обвиняемых; дифференцированный подход к различным категория осужденных.
Организация порядка отбывания наказания в соответствии с Концепцией должна основываться на международных нормах и содержать раздельно осужденных впервые и повторно, за на­сильственные и иные преступления, положительно характери­зующихся и злостно нарушающих режим. Концепция исходит из расширения гарантированного минимума благ, предостав­ляемых осужденным (свидания, посылки, передачи, приобрете­ние продуктов питания, отчисления на лицевой счет).
21 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон «О внесе­нии изменений и дополнений в УИК РСФСР и ИТК РСФСР в связи с принятием УК РФ». Данный закон привел в соответствие с УК РФ терминологию ИТК РСФСР, а также регламентировал исполнение новых видов наказаний.
18 декабря 1996 года Государственной Думой РФ был принят Уголовно-исполнительный кодекс РФ, который явился отраже­нием современной уголовно-исполнительной политики России.
В октябре 1997 г. Президент России подписал Указ «О ре­формировании уголовно-исполнительной системы Министерст­ва внутренних дел Российской Федерации».
В Указе было сказано, что в целях совершенствования уголовно-исполнительной систе­мы исполнения наказаний Российская Федерация в соответствии с рекомендацией Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах, должна осуществить поэтапное реформирование системы МВД РФ, предусмотрев ее передачу в ведение Министерства юстиции.
В 1998 г. вышел Указ Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юс­тиции РФ».
Указом предписывалось передать до 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительную систему МВД РФ с входящими в ее со­став по состоянию на 1 августа 1998г. центральными и терри­ториальными органами, учреждениями, предприятиями, органи­зациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, в ведение Министерства юстиции.
Перевод уголовно-исполнительной системы в Министерство юстиции существенно изменил характер деятельности послед­него, вывел его в число силовых ведомств. В отличие от других правоохранительных органов Министерство юстиции занимает особое положение. Оно выполняет широкомасштабные право­вые мероприятия по поддержанию правопорядка в стране в це­лом. В связи с этим передача уголовно-исполнительную систему в Минюст рассматривается как возможность обеспечения более высокого соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний, так как оно свободно, не связано грузом прошлого, у него отсутствует синдром продолжения психологического дав­ления на лицо, преступившее закон и за это отбывающее нака­зание.
Правительство Российской Федерации 29 августа 2001 г. ут­вердило Федеральную целевую программу «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Рос­сийской Федерации на 2002-2006 годы».
Целями и задачами Программы было определено:   
— приведение условий содержания лиц заключенных под стражу в соответствии с требованиями минимальных стандарт­ных правил обращения с заключенными и положениями УИК РФ;          
— повышение социальной защищенности персонала СИЗО и тюрем, исправительных учреждении;
— создание необходимых условии для обеспечения трудовой занятости осужденных и улучшение экономических показателей их трудовой деятельности; устойчивое функционирование про­мышленного сектора УИС.




[1] См.: Развитие русского права второй  половины XVII  - XVIII в.  М,   1992. С. 210.

[2] См.: Дворянсков И.В. Исполнение наказаний и его уголовно-правовое обеспечение в дореволюционной России. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004, № 1. С.12.
[3] См.: Российское законодательство Х-ХХ в. М., 1987. Т. 5. С. 167-321

[4] См.: Российское законодательство Х-ХХ веко». Законодательство 1-й половины XIX века. Т. 6. М., 1988. С. 104-404.

[5] См.: Уголовно-исполнительное право. / Под ред. В.Б.Малинина, Л.Б.Смирнова. Санкт-Петербург, 2009. С. 35.
[6] См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. М., 1953. С. 21.
[7] См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. М., 1953. С. 29.

[8] См.: Рент Ю.А. Из опыта становления исправительно-трудовой системы РСФСР. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004, № 2. С.15.

[9] См.: Уголовно-исполнительное право. / Под ред. В.Б.Малинина, Л.Б.Смирнова. Санкт-Петербург, 2009. С. 54.

[10] См.: Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД Россий­ской Федерации (на период до 2005 г.) // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. М., 1997. С. 507 - 528.

Комментариев нет:

Отправить комментарий