четверг, 4 декабря 2014 г.

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

1. Понятие источников уголовно-исполнительного права.


В отраслевой науке понятие уголовно-исполнительного законодательства, как правило, рассматривается в двух значениях. Во-первых, в широком смысле, когда этим термином обо­значается система нормативных правовых актов, регули­рующих весь комплекс общественных отношений, возни­кающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Во-вторых, в узком смысле под уголовно-исполнительным законодательством понимается совокупность законов, ко­торые регламентируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.

Понимание уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле во многом определяется сложившейся традицией правового регулирования исполнения уголовных наказании, когда в советский период в нем доминировали ве­домственные нормативные правовые акты. В настоящее время рассмотрение уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле позволяет выделить все существующие источники уголовно-исполнительного права.

Источники уголовно-исполнительного права представляют собой определенную систему: все ее элементы иерархично расположены и закономерно связаны таким образом, что изменение одного из них ведет к определенным изменениям и преобразованиям других.

Источниками уголовно-исполнительного права в на­стоящее время являются:

Конституция РФ; УИК РФ и другие уголовно-исполнительные законы (уголовно-исполнительное законодательство);

Подзаконные нормативные правовые акты (Президента РФ, Правительства РФ, межведомственные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты, поста­новления и иные решения высших судебных инстанций по вопросам применения нормативных правовых актов в сфе­ре исполнения уголовных наказаний);

международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обра­щения с правонарушителями.

Федеральные законы как источники уголовно-исполнительного права.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограни­чены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства. Уголовные наказания являются наиболее строгой формой реализации юридической ответственности, мерами государ­ственного принуждения, которые заключаются в существен­ном лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Поэтому институт прав и свобод осужденных может рассма­триваться только в совокупности с системой конституци­онных ограничений. Исполнение уголовных наказаний связано с ограниче­нием таких социальных ценностей и благ осужденного, как свобода передвижения, свобода общения, право на неприкос­новенность частной жизни, личной и семенной тайны, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища и др., а также особенностями реализации остальных прав и свобод. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Для развития правового положения осужденных необ­ходимы юридические гарантии, определенные в ст. 45-54 Конституции РФ, которые обеспечивают реализацию прав и свобод осужденных, — это судебная защита, международно-правовая защита, получение квалифицированной юридиче­ской помощи, запрет на повторное осуждение и придание обратной силы закону, отягчающему ответственность за со­вершенное преступление, право на пересмотр приговора, по­милование или смягчение наказания, гарантии при отправ­лении правосудия по новому уголовному делу (презумпция невиновности, рассмотрение дела судом присяжных, осво­бождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников), право на компенсацию причиненного ущерба вследствие зло­употребления властью и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государ­ственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ устанавливает основные обязанности граждан, в том числе и осужденных, в частности платить законно установленные налоги (ст. 57) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

При определении системы источников уголовно-исполнительного права большое значение имеет консти­туционное положение (п. «о» ст. 71), согласно которому уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это обусловлено как важностью регулируемых этим законода­тельством общественных отношений, их предназначением в деле обеспечения внутренней политики государства, так и заинтересованностью всех субъектов федерации и самой федерации в принципиально едином правовом пространстве в сфере уголовной юстиции, в едином порядке исполнения уголовных наказаний на всей территории страны. Из смыс­ла данной статьи следует, что принятие законодательных актов в сфере исполнения уголовных наказаний возлага­ется только на федеральные органы государственной вла­сти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, а именно на Президента РФ, Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации) РФ, а реализация — на Правительство РФ, Министерство юстиции РФ и ФСИН России. Рассмотренные положения исключают возможность изда­ния субъектами РФ законодательных актов по регулирова­нию исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство, обладая высшей юридической силой, занимает ведущее место в си­стеме источников уголовно-исполнительного права. При­нятие закона дает толчок нормотворчеству, разработке различных подзаконных актов, предопределяет их связь и соотношение.

Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в дан­ной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказании и иных мер, предусмотренных УК РФ.

УИК, принятый 18 декабря 1996, существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 года по многим положениям. Впервые урегулировано исполнение всех видов наказаний, по-новому определены цели и задачи УИЗ, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний, усовершенствована система контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказание.

Кодекс как законодательный акт сводного харак­тера охватывает всю важнейшую часть нормативного ма­териала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, полно и непосредственно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ — это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные пра­вовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголов­ных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в Кодексе, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальны­ми законами в УИК РФ доведена до такой степени совер­шенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.

На сегодняшний день кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

1) Федеральный закон от21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы», (по состоянию по ноябрь 2010 года) — определяет принципы, задачи и правовые осно­вы деятельности УИС и ее организационную структуру, а также организационно-правовые основы деятельности учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет права и обязанности персонала УИС, их правовую и соци­альную защиту;

2) Федеральный закон от 08.01.1997 № 2-ФЗ «О введе­нии в действие Уголовно-исполнительного кодекса Россий­ской Федерации»

3) Федеральный закон от 28.12.2004 № 177-ФЗ «О введе­нии в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Россий­ской Федерации о наказании в виде обязательных работ» обеспечил практическое исполнение с 1 января 2005 г. уго­ловного наказания в виде обязательных работ;

4) Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об ис­полнительном производстве» — в дополнение к УИК РФ устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа;

6) Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об об­щественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

7) Федеральный закон от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (вступил в силу с 1 июля 2011г.)

8) федеральные законодательные акты, принятие кото­рых прямо предусмотрено УИК РФ, в том числе: о соци­альной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением; о помиловании и др.

Вышеперечисленные законодательные представляют со­бой собственно уголовно-исполнительное законодательство.

Особое положение в законодательстве, регламентиру­ющем деятельность учреждении и органов, исполняющих уголовные наказания, занимает Закон о содержании под стражей. С одной стороны, этот Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиня­емых в совершении преступлений. Тем самым его предмет отличен от предмета уголовно-исполнительного законода­тельства. С другой стороны, на администрацию СИЗО на­ряду с реализацией мер уголовно-процессуального принуж­дения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО (ст. 16 УИК РФ), а также в отно­шении лиц, осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).

Подзаконные нормативные акты как источники уголовно-исполнительного права.

Прямое действие федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации, не исключает издания подзаконных актов Президентом РФ и Прави­тельством РФ, федеральными органами исполнительной власти. При этом, однако, данные акты не могут противоречить законам и отменять их. Характерной особенностью подзаконных нормативных актов является издание их на основе и во исполнение закона.

Нормативные правовые акты Президента РФ. Кар­динальные изменения организационного порядка, новый этап формирования уголовно-исполнительного права сле­дует отнести ко времени принятия Указов Президента РФ от 08.10.1997 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28.07.1998 № 904 «О переда­че уголовно-исполнительной системы Министерства вну­тренних дел Российской Федерации в ведение Министер­ства юстиции Российской Федерации», согласно которым УИС МВД России с входящими в ее состав центральным и территориальными органами, учреждениями, предприя­тиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, с 1 сентября 1998 г. была передана в ведение Минюста России. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти* была образована ФСИН России, руководство которой осуществляет Президент Рос­сии. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» определил основные задачи, функции и полномочия этого нового фе­дерального органа исполнительной власти. Все перечис­ленные документы повлекли за собой принятие многочис­ленных нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний.

Важную роль не только в совершенствовании механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, но и в обеспечении уча­стия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, имеет Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комис­сиях по вопросам помилование на территориях субъектов Российской Федерации». Этим Указом изменен порядок рассмотрения ходатайств осужденных и лиц, имеющих су­димость, о помиловании. Вместо Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ в субъектах РФ были образованы региональные комиссии.

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Вы­деляют две группы правительственных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Одна из них включает постановления, направленные на обеспечение деятельности системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, ее нормальное функционирование на современ­ном этане. Другая группа состоит из нормативных актов, принятие которых делегировало Правительству России уголовно-исполнительное законодательство.

Нормативные правовые акты первой группы принима­ются по текущим вопросам деятельности учреждений и ор­ганов, исполняющих уголовные наказания, когда требуется решение проблемы на правительственном уровне. Среди них необходимо выделить:

1) постановление Правительства РФ от 30.10.1998 № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной си­стемы Министерства юстиции Российской Федерации»;

2) постановление от 05.04.1999 № 366 «О порядке и условиях выполнения учреж­дениями и органами уголовно-исполнительной системы Ми­нистерства юстиции Российской Федерации конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу»;


3) постановлением от 05.09.2006 № 540 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)» (с изменениями от 01 марта 2011года);


4) распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 года №1772-р была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.


Вторая группа нормативных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию Правительства РФ, делеги­ровано ему уголовно-исполнительным законодательством. Это обусловлено исполнением Правительством функций высшего органа исполнительной власти, в частности плани­рования, распределения и расходования средств федераль­ного бюджета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.01.1997 № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» Пра­вительству РФ было поручено подготовить и утвердить положения об уголовно-исполнительной инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах, об ис­правительных центрах.


В настоящее время приняты Поло­жение о дисциплинарной воинской части (утв. постановле­нием Правительства РФ от 04.06.1997 № 669) и Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утв. постановле­нием Правительства РФ от 16.06.1997 № 729). На Правительство РФ возложена разработка документов, указанных в ст. 50, 99, 110, 175, 181 УИК РФ, касающихся минимальных норм питания и материально-бытового обе­спечения осужденных, норм материально-технической базы воспитательной работы, вопросов оказания материальной помощи освобождаемым от наказания и др.


К таким актам можно отнести следующие:


1) постанов­ление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О мини­мальных нормах питания и материально-бытового обеспе­чения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлении, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасно­сти Российской Федерации, на мирное время»;


2) постановление Пра­вительства РФ от 6 февраля 2004г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбыва­ния наказания в связи с болезнью», которым установлены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, а также Перечень заболеваний, препят­ствующих отбыванию наказания;


3) постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 года №198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы».


Межведомственные нормативные правовые акты. Пря­мые ссылки на необходимость принятия нормативных правовых актов совместно несколькими органами феде­ральной исполнительной власти или одним из них, по согласованию с другим, содержатся в ст. 52, 101, 108, 112 УИК РФ. Субъектами реализации данных предписаний помимо Минюста России являются Мннздравсоцразвития России, Минобрнауки России и др. Совместные акты в со­ответствии с полномочиями, делегированными этим орга­нам УИК РФ, конкретизируют его положения, определяют организационные мероприятия, детализируют выполнение его требований в области медико-санитарного обеспечения осужденных, их общеобразовательного и профессионально-технического обучения и т.д. В частности, изданы приказ Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) обще­го образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»; приказ Минздравсоцразвития России № 640, Минюста России № 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»; приказ Минздрава России № 316, Минюста России № 185, Фонда социального стра­хования РФ № 180 от 14.07.2003 «Об утверждении “Поряд­ка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность”», Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 марта 2009 года № 196 «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий»


Ведомственные нормативные правовые акты. Все ведомственные нормативные акты можно классифи­цировать но двум основаниям — по масштабу действия и специализации. По масштабу действия их можно распределить на узко­ведомственные и надведомственные нормативные право­вые акты.


Узковедомственные акты развивают и конкретизируют отдельные положения закона, связанные с функциониро­ванием УИС, порядком и условиями отбывания осужден­ными наказания и применения к ним мер исправительно­го воздействия. Большинство этих актов регламентируют соответствующие вопросы организационно-технического и процедурного характера. Например, приказ Минюста Рос­сии от 23.06.2005 № 95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний».


Надведомственные нормативные акты регулируют отно­шения ведомства и граждан. В области исполнения уголов­ных наказаний субъектами таких отношений являются не только администрация учреждений и осужденные, но и их родственники, близкие, должностные лица органов государ­ственной власти и местного самоуправления, представите­ли общественности и другие лица, связанные с осужденным либо администрацией теми или иными законными отноше­ниями. Пример таких документов — Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205. Эти Пра­вила:


уточняют и конкретизируют положения уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивая их единообразное применение в процессе функциониро­вания отдельных исправительных учреждений;


создают благоприятные возможности для реализации всех предусмотренных законом средств исправления осужден­ных;


закрепляют и разъясняют не нашедшие отражения в уголовно-исполнительном законодательстве наиболее «обыденные» черты режима отбывания наказания в виде лишения свободы;


обеспечивают права и законные интересы осужденных, обозначая тот предельно допустимый уровень ограничений, которым они могут под­вергаться в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы;


они обязательны для персонала испра­вительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лип, посещающих эти учреждения.


По специализации ведомственные нормативные право­вые акты подразделяются на два вида:


1) комплексные акты, регламентирующие общие вопросы исполнения (отбывания) уголовных наказа­ний. В частности, это приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». Данная Инструкция, принятая на основании и во исполнение УИК РФ, определяет организацию деятель­ности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде лишения права занимать определенные должности пли заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, осуществлению контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до 14-летне­го возраста, которым судом отсрочено отбывание наказания, а также по предупреждению преступлений и иных правона­рушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. Сюда же можно отнести и Инструкцию по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденная Приказом Министерства юстиции от 11 октября 2010 года № 258г.


2) специализированные акты, регулирующие отдельные направления деятельности учреждений и органов, исполня­ющих уголовные наказания: охрану, надзор, воспитатель­ную работу и т.п., например, приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний».




Значение международно-правовых актов как источников уголовно-исполнительного права.






Международные правовые акты в области прав чело­века, борьбы с преступностью и обращения с правонару­шителями занимают особое место в системе источников уголовно-исполнительного права. Во-первых, в указанных документах содержатся основные права человека и между­народные стандарты обращения с различными категориями осужденных, а в Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируют­ся права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международных договоров, о чем указывает ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, являются частью правовой системы Рос­сийской Федерации и реально обеспечивают деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В-третьих, новая редакция ч. 1 ст. 3 УИК РФ прямо говорит о том, что уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся состав­ной частью правовой системы РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого пли унижающего человеческое достоинство об­ращения с осужденными. В-четвертых, если международ­ным договором РФ установлены иные правила исполнения наказании и обращения с осужденными, чем предусмотрен­ные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3 УИК РФ).


Роль сформулированных в международных актах прин­ципов и общих положений исполнения уголовных нака­заний и обращения с осужденными определяется тем, что они носят межнациональный характер, апробированы вре­менем и правоприменительной практикой во многих стра­нах, устойчивы, не зависимы от политических и социально-экономических ситуаций, возникающих в конкретной стране, и потому являются достаточно четким ориентиром для развития уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики.


В систему дейст­вующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные нормы, принятые ООН.


Акты общего характера: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.); Декларация прав ребенка (1959 г.); Международный акт об экономических, социальных и культур­ных правах (1966 г.}; Международный акт о гражданских и по­литических правах (1966 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.); Декларация о правах инвалидов (1975 г.); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дис­криминации на основе религии или убеждений (1981 г.).


Специальные акты: Минимальные стандартные правила об­ращения с заключенными (1955 г.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю­щих достоинство видов обращения или наказания (1975 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечныхили унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Принципы медицинской этики, относя­щиеся к роли работников здравоохранения, в особенности вра­чей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.); Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); Минимальные стандартные правила ООП, касающиеся отправ­ления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекин­ские правила 1985 г.); Свод принципов защиты всех лиц, под­верженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.); Минимальные стандартные правила ООН в от­ношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токий­ские правила 1990 г.); Правила ООП, касающиеся защиты несо­вершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несо­вершеннолетних (ЭР-Риядские руководящие принципы 1990 г.).


Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основ­ных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях дей­ствует значительное количество специфических принципов, об­щих положений и конкретных норм, совокупность которых тре­бует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.




Нормы уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительные правоотношения.






Норма уголовно-исполнительного права — исходный структурный элемент се системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный ин­ститут уголовно-исполнительного права. Объ­единение норм и институтов образует систему уголовно-исполнительного права.


Нормы уголовно-исполнительного права являются осо­бой разновидностью правовых норм. Как и другие, они об­ладают всеми общими признаками, характеризующими пра­вовые нормы. Специфика норм уголовно-исполнительного права обусловлена прежде всего предметом регулирова­ния — общественными отношениями, возникающими в сфе­ре исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Нормы являются предписаниями общего характера, которые рассчитаны не на отдельное, разовое отношение, а на регламентирование подавляющего большинства отношении, возникающих в указанной сфере, не на каких-либо конкретных лиц, а на всех индивидуально неперсоннфинированных лиц, подпадающих под условия их действия. Нормы определяют цели и принципы испол­нения уголовных наказании, устанавливают права, обязан­ности и стандарты поведения субъектов и участников отно­шении в этой сфере, регламентируют их деятельность.


В нормах уголовно-исполнительного права закрепля­ются цели, задачи, принципы как данной отрасли права в целом, так и ее отдельных институтов, формулируются определенные понятия. Эти нормы являются исходными, отправными, определяющими основы правового регулиро­вания общественных отношений в области исполнения уго­ловных наказаний. Так, ст. 1 УИК РФ устанавливает цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, ст. 8 УИК РФ содержит его принципы.


Однако прежде всего норма уголовно-исполнительного права — это критерий правомерности поведения. Она пред­ставляет собой властное, общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разре­шаемого и запрещаемого поведения не только осужденных и сотрудников учреждений и органов, исполняющих уго­ловные наказания, но и лиц, их посещающих. Поэтому боль­шое значение имеют такие качества нормы, как ее формаль­ная определенность, конкретность закрепления в источнике уголовно-исполнительного права. Норма четко определяет правило поведения граждан, вовлеченных в указанные общественные отношения, а за отступления от требований нормативного предписания, как правило, следует примене­ние соответствующих санкций. Например, осужденный к лишению свободы за невыполнение возложенной на него обязанности может быть привлечен к дисциплинарной от­ветственности в соответствии со ст. 115 УИК РФ.


Таким образом, под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально опреде­ленное правило поведения субъектов и участников право­отношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и иных отдельных граждан), направлен­ное на урегулирование общественных отношений, возника­ющих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказании, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.


Особенности, содержание и назначение нормы уголовно-исполнительного права связаны с ее структурой. В струк­туре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Каждый из названных элементов имеет свое особое место и назначение, обладает определенной самостоятельностью, но только в логической взаимосвязи и в своем единстве эти три элемента образуют целостное правило поведения.


Гипотеза представляет собой юридический факт (собы­тие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза мо­жет быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ).


Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, определяет их права и обязанности. Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения при нали­чии предусмотренных гипотезой условий. Так, согласно ч. 2 ст. 23 УМК РФ общественные объединения могут осущест­влять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, только на основании и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.


Санкция нормы уголовно-исполнительного права пред­усматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как нега­тивными (меры взыскания, наказания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в от­дельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения (пли за добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применя­ются только к одному субъекту — осужденному. Иные субъ­екты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (адми­нистративного, трудового, гражданского, уголовного).


Нормы уголовно-исполнительного права можно под­разделить на виды по различным основаниям. По функ­циональной роли нормы уголовно-исполнительного пра­ва классифицируются на исходные нормы (нормы-задачи (ст. 1 УИК РФ), нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.


С учетом функциональной роли норм уголовно-испол­нительного права в правовом регулировании их подразде­ляют также на общие и специальные.


Под общими нормами понимают предписания, которые присущи Общей части уголовно-исполнительного права и распространяют свое действие на все или большую часть институтов этой отрасли. Например, ст. 6 УИК РФ опреде­ляет действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, ст. 11 УИК РФ устанавливает основные обязанности осужденных, отбывающих все виды уголовных наказаний.


Специальные нормы размещаются в Особенной части, от­носятся к отдельным институтам уголовно-исполнительного права и регулируют, как правило, исполнение определен­ного вида уголовных наказаний. Так, ч. 1 ст. 73 УИК РФ определяет, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах тер­ритории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Это предписание представляет собой не что иное, как один из принципов исполнения лишения свободы.


Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого прави­ла поведения классифицируются на регулятивные, поощри­тельные и охранительные.


Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных отношений. Они подразделяются на обязывающие, уполно­мочивающие (управомочивающие) и запрещающие.


Обязывающие нормы устанавливают требования к субъ­ектам совершать определенные действия, предписывают им тот или иной вариант должного поведения (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и др.). В качестве операторов во­левого поведения субъектов в обязывающих диспозициях выступают слова: «обязан», «должен», «подлежит». Напри­мер, согласно ч. 1 ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.


Уполномочивающие (управомочивающие) нормы предо­ставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них позитивных действий, определяют выбор варианта по­ведения в рамках, установленных законом (ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УНК РФ и др.). Операторами волевого поведения в управомочивающих диспозициях служат слова: «вправе», «имеет право», «может», «разрешается». Так, осужденные имеют право на личную безопасность (ч. 1 ст. 13 УИК РФ).


Запрещающие нормы, напротив, содержат запрет, уста­навливают требования к субъектам воздержаться от опреде­ленных действий, которые законом признаются неправомер­ными (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ). В качестве операторов волевого поведения субъектов в запрещающих диспозициях выступают слова: «запрещается», «не разре­шается», «не может», «не допускается». Например, в соот­ветствии с ч. 3 ст. 40 УИК РФ в период отбывания испра­вительных работ «осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в пись­менной форме уголовно-исполнительной инспекции».


Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных, заключа­ющегося в добросовестном выполнении ими своих юриди­ческих и общественных обязанностей (ст. 57, ч. 1 ст. 71, ч. 2 ст. 78, ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ и др.). Особенностью поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве является то, что правом их применения обладает только администрация учреждений и органов, исполняющих уго­ловные наказания.


Охранительные нормы призваны обеспечивать защи­ту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 УИК РФ). Они в первую очередь устанавливают и ре­гламентируют меры юридической ответственности, уста­новленные за совершение противоправных деяний, а также иные меры принудительного характера. Так. ст. 85 УИК РФ предусматривает введение режима особых условий в испра­вительных учреждениях при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельств для защиты прав и свобод персо­нала и осужденных.


Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 УИК РФ), которые отсылают правоприменителя к нормативным правовым актам других отраслей права, и ссылочным, отсылающим к другим статьям УИК РФ (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч.3 ст. 113 УИК РФ).


По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и процессуальные.


Материальные нормы закрепляют комплекс прав и обя­занностей, а также ответственность субъектов и участни­ков, регулируемых уголовно-исполнительным правом от­ношений (ст.' 11. 12,74, 115 УИК РФ).


Процессуальные нормы определяют общин порядок, про­цедуру реализации материальных норм (ст. 15, 78, 114, 117 УИК РФ).


Таким образом, нормы уголовно-исполнительного пра­ва регулируют общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воз­действия, придавая им тем самым правовой характер.


В связи с тем, что при исполнении уголовных наказании существенно ограничиваются права и свободы осужденных и иных лип, вовлеченных в общественные отношения в этой области, право регулирует большинство из них. Эти право­отношения носят публичный характер, т.е. их устанавлива­ет и охраняет государство. Они возникают со вступлением приговора в законную силу и продолжаются до момента от­бытия осужденным уголовного наказания.


Нормы уголовно-исполнительного права, определяя порядок и условия исполнения (отбывания) всех видов уголовного наказа­ния, регулируют в соответствии с задачами данной отрасли зако­нодательства общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе их исполнения, придавая им правовой характер.


Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с мо­мента вступления приговора в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания. Данное положение вытекает из ст. 7 УИК РФ, согласно которой основанием отбыва­ния уголовного наказания является только приговор суда, всту­пивший в законную силу. Согласно ст. 390 УПК РФ приговор су­да первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в аппеляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор суда аппеляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.


А в случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке, приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассаци­онного определения. С этого момента меняется статус лица, в от­ношении которого состоялся приговор: лицо становится не подсу­димым, а осужденным.


В процессе исполнения (отбывания) наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя своей юридической природы, могут изменять свое содержание. Это имеет место, в ча­стности, при замене одного вида наказания другим, а в связи с осуждением к лишению свободы - при изменении вида исправи­тельного учреждения. Исходя из этих позиций, необходимо рас­смотреть структуру уголовно-исполнительных правоотношений, которую образуют следующие основные элементы: субъекты правоотношений; содержание правоотношений; объекты право­отношений; юридические факты.


Субъектами правоотношений являются юридические и фи­зические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами правоотношения называют его стороны, которые обладают наибольшим объемом субъек­тивных прав и обязанностей. В их отсутствие правоотношения не образуются.


Основным субъектом уголовно-исполнительных отношений является осужденный, отбывающий наказание (гражданин РФ, лицо без гражданства, иностранный гражданин).


К числу субъектов уголовно-исполнительных отношений прежде всего относятся, согласно ст. 16 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие наказания. На каждое учреждение или ор­ган возложено исполнение определенного вида наказания: на суд - лишение специального, воинского или почетного звания, классно­го чина (ч. 3 ст. 16); на судебных приставов-исполнителей - штра­фа; на уголовно-исполнительную инспекцию - ограничение сво­боды, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности, обязательные ра­боты и исправительные работы (ч. 4 и 5 ст. 16); на учреждения уголовно-исполнительной системы (арестные дома, исправительные учреждения) -, арест, лишение свободы и смертная казнь (ч. 7-11 ст. 16); на дисциплинарную воинскую часть - содержание в дисциплинар­ной воинской части; на командование гарнизонов - арест; на ко­мандование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований - ограничение по военной службе (ч. 12 ст. 16).


Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений мо­гут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюде­нием законов администрацией учреждений и органов, исполня­ющих наказание. Они участвуют в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний, например дают санкцию на задержание осужденного, уклоняю­щегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограниче­ния свободы (ч. 2 ст. 48), дают согласие на введение режима осо­бых условий в исправительном учреждении (ч. 3 ст. 85), санкционируют задержание осужденного при уклонении от воз­вращения в исправительное учреждение (ч. 2 ст. 97) и т. д.


Перечисленные субъекты уголовно-исполнительных право­отношений обладают наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной отрасли права.


Меньшим объемом прав и обязанностей наделены обществен­ные объединения (ст. 23 УИК РФ}, попечительский совет (ст. 142 УИК РФ), отдельные граждане, священнослужители и родствен­ники осужденных, посещающие исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.


Под содержанием уголовно-исполнительных правоотноше­ний понимается фактическое поведение субъектов, а также со­вокупность их прав и обязанностей. Каждый из них имеет права и обязанности, поэтому если один из субъектов несет какую-ли­бо обязанность, то другой из них имеет право требовать выпол­нения данной обязанности. Следовательно, права и обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют со­держание правоотношений. Совокупность их прав и обязаннос­тей зависит от вида исполняемого наказания. Они реализуются в процессе его исполнения.


С точки зрения содержания необходимо выделить два вида правоотношений. Первый вид правоотношений возникает при исполнении и отбывании уголовного наказания, а второй - при применении исправительного воздействия.


Объект уголовно-исполнительных правоотношений состав­ляют явления и предметы, то есть реально существующие об­стоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные законные интересы его субъектов или участников. Так, для осужденных к лишению свободы в качестве объектов могут выступать такие интересы, как разрешение на краткосрочный выезд из исправи­тельных учреждений во время отпуска, получение свидания, по­сылки или передачи, разрешение на передвижение без конвоя и т. д. Для администрации исправительных учреждений в качест­ве объекта выступают интересы, связанные с обеспечением ре­жима и внутреннего порядка в исправительных учреждениях и т. д. В этой связи можно считать, что реализация прав и обязан­ностей субъектов направлена на определенные объекты.


Юридические факты представляют собой действия или собы­тия, в связи с которыми возникают, изменяются или прекраща­ются уголовно-исполнительные правоотношения. Юридические факты можно разделить на несколько групп. В качестве гене­рального юридического факта выступают такие действия или события, как вступление в силу приговора суда и обращение его к исполнению (действие); истечение срока наказания, назначен­ного судом, или его исполнение (событие); досрочное освобожде­ние от отбывания наказания (действие). Вступивший в силу при­говор порождает целый комплекс правоотношений, связанных с исполнением (отбыванием) наказания. Он включает механизм реализации многих норм уголовно-исполнительного права: по­лучение подсудимым статуса осужденного, возникновение у него комплекса прав и обязанностей, связанных с отбыванием наказа­ния. У администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, возникает в свою очередь комплекс обязанностей и прав по отношению к осужденным.


Истечение срока назначенного наказания или исполнение на­казания, не являющегося срочным (штраф), одновременно пре­кращает весь комплекс уголовно-исполнительных правоотно­шений, и осужденный вновь приобретает статус гражданина, свободного от правоограничений, связанных с исполнением на­казания (ст. 179 УИК РФ).


Другой группой юридических фактов являются действия со сложным фактическим составом, которые влекут за собой из­менение комплекса правоотношений, например замена одного вида наказания другим, перевод осужденного из колонии в тюрьму и т. д.


Наконец, третья группа юридических фактов - это те из них, которые способствуют возникновению, изменению или прекра­щению конкретных правоотношений, например предоставление осужденному свидания, привлечение его к работе без оплаты труда и т.д.


Уголовно-исполнительные правоотношения, возникающие или изменяющиеся на основе второй и третьей групп юридиче­ских фактов, являются частью всей системы правоотношений, которые образованы на основе генерального юридического факта.





Анализ и оценка юридических фактов позволяет разгра­ничивать юридическую природу правоотношений, которые возникают при исполнении наказаний, в частности граждан­ско-правовых, связанных с собственностью осужденных, уголовно-процессуальных, возникающих при рассмотрении дел об условно-досрочном освобождении осужденных. Такая оценка правоотношений, возникающих на основании различ­ных юридических фактов, дает возможность правильно при­менять конкретные нормы, относящиеся к различным отрас­лям права.

Комментариев нет:

Отправить комментарий