суббота, 6 декабря 2014 г.

ГЛАВА 10 ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИю СВОБОДЫ



§ 1 Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
Содержание и понятие воспитательного воздействия на осужденных исторически менялось. В дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, целью которого было внушение арестанту правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям. В советское время воспитательное воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело, составной частью которого признавалась культурно-просветительная работа. В начале 30-х гг. появился двойной подход: в системе исправительно-трудовых лагерей в качестве воспитательного воздействия проводилась культурно-воспитательная работа, а в системе ИК - политико-воспитательная работа. С середины 50-х гг. в обиход прочно вошло понятие "политико-воспитательная работа", которая была общепризнанным средством воздействия на осужденных.

В связи с признанием Российской Федерацией идеологического многообразия произошли изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний: понятие "политико-воспитательная работа" было заменено понятием "воспитательная работа".
Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним основных средств исправления осужденных. Все средства исправительного воздействия на осужденных
взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное· значение. В то же время одним из
общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие.
Как разностороннее и тонкое психолого-педагогическое средство, воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем режим и труд.          Вопросам ее организации, формам и методам проведения посвящена гл. 15 УИК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Деятельность каждого ИУ в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ подлежит строгой регламентации; в рамках внутреннего распорядка дня устанавливается перечень воспитательных мероприятий: общие собрания осужденных, постоянно действующие семинары социально-правовых знаний, школы подготовки осужденных к освобождению и др. Участие в различных мероприятиях не может быть закреплено в качестве обязанности для осужденных (хотя в распорядке дня время для проведения таких мероприятий может быть определено).
В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения, касающихся воспитательной работы.[1] Во-первых, участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения. Во-вторых, воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений. Для этого необходимо с помощью педагогов и психологов создать своеобразный психолого-педагогический портрет каждого осужденного с выделением степени пораженности отдельных свойств личности. Если образно представить портрет личности любого осужденного, то он будет состоять как из темных сегментов (отрицательных свойств), так и серых (полупораженных свойств) и светлых (не пораженных нравственных свойств и качеств личности) сегментов. Задача педагогов - установить эти сегменты, определить их размеры и направить воспитательное воздействие прежде всего на пораженные участки, опираясь при этом на имевшиеся у осужденного положительные качества и нравственные начала, всячески их развивая и укрепляя. Поэтому необходимо во время отбывания осужденным наказания проследить изменение характера и индивидуальных качеств личности осужденного в различных условиях его общения и участия в проводимых различных массовых и индивидуальных мероприятиях и с учетом этих обстоятельств строить работу с каждым конкретным лицом.
Формами воспитательной работы являются:
1) нравственное воспитание;
2) правовое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) физическое воспитание;
5) иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.
Каждое из этих направлений имеет свое специфическое содержание.
Наиболее значимым является нравственное воспитание осужденных, оно имеет свои давние исторические корни и традиции.
Нравственное воспитание осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции. Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. В обществе наряду с правовыми нормами действуют и нравственные, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных представлениях и т.д. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний.[2]
Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование жизненной позиции осужденных. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям.
В недалеком прошлом воспитательная работа была заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма.
В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В учреждениях уголовно-исполнительной системы накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 12–15 лет назад администрация исправительных учреждений лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе, и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы, то теперь необходимость привлечения религиозных объединений к участию в исправлении осужденных и иного содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания, осознается на высшем государственном уровне.
Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий, таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и др.
Наиболее тесно с уголовно-исполнительной системой сотрудничает Русская Православная Церковь, которая оказывает воспитательное воздействие на осужденных и лиц, содержащихся под стражей. РПЦ активно участвует в благотворительной и попечительской деятельности. В колонии и следственные изоляторы доставляются духовная литература, гуманитарная помощь в виде продуктов питания, лекарств и медицинских препаратов, одежды, обуви и т. п.
22 февраля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и директор ФСИН России А.А. Реймер подписали Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью.
Предметом подписанного соглашения является сотрудничество сторон в области:
·         удовлетворения духовных потребностей работников уголовно-исполнительной системы (УИС) и членов их семей, курсантов образовательных учреждений ФСИН России;
·         обеспечения конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания,
·         духовно-нравственного просвещения лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу.
Соглашением предусмотрено создание совместной рабочей группы ФСИН и Русской Православной Церкви.
В соответствии с документом ФСИН обязуется содействовать строительству православных храмов, часовен, а также выделять помещения под молитвенные комнаты, исходя из имеющихся в учреждениях УИС возможностей. Также предусмотрено взаимодействие Церкви и ФСИН в сфере распространения печатной продукции духовно-нравственного и патриотического содержания, религиозной литературы и предметов религиозного назначения в учреждениях УИС, согласно установленным правилам и ограничениям.
Органы системы исполнения наказаний берут на себя обязательство содействовать организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, и способствовать реализации их прав на свободу совести и вероисповедания, при участии священнослужителей Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь намерена содействовать администрации исправительных учреждений в восстановлении социально полезных связей осужденных, их подготовки к освобождению. В числе предусмотренных соглашением мер: создание условий для формирования у осужденных «уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стремления к исправлению имеющихся негативных качеств, повышения образовательного и культурного уровня, стимулирования правопослушного поведения», а также помощь в трудовом и бытовом устройстве после окончания срока наказания.
Церковь намерена оказывать благотворительную помощь лицам, осужденным к лишению свободы, и лицам, заключенным под стражу, в виде медикаментов, продуктов питания и других разрешенных законодательством предметов.
Большую работу по духовно-нравственному воспитанию осужденных, исповедующих ислам, проводят мусульманские религиозные организации. Так, 12 мая 2010 г. было подписано соглашение о двухстороннем сотрудничестве между ФСИН России и Централизованной мусульманской организацией Совет Муфтиев России в области образования и духовно-нравственного просвещения осужденных, исповедующих ислам. Данное соглашение является первым в истории современной России.
 Деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание осужденных, оказание им гуманитарной помощи и социальной реабилитации освободившимся из мест лишения свободы, осуществляют и другие традиционные для России религиозные конфессии, зарегистрированные в органах юстиции.
В настоящее время в учреждениях ФСИН России функционируют 523 храма, в том числе – 471 Русской православной церкви (РПЦ), 40 исламских мечетей, 9 буддийских дуганов и 3 костела Римско-католической церкви (РКЦ). Строится еще 61 храм РПЦ. Действует 705 молитвенных комнат, в том числе 466 – РПЦ, 115 – исламских, 6 – буддийских, 1 – иудейская, 2 – РКЦ, 64 – евангельских христиан-баптистов, 49 – христиан веры евангельской (пятидесятников) и 3 – для представителей других вероисповеданий.
Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания. Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средствам массового воспитания.
В исправительных учреждениях могут организовываться кружки художественной самодеятельности, проводятся концерты самодеятельности шефствующих и других организаций, а также платные концерты на средства осужденных.
Правовое воспитание осужденных к лишению направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, знания его,
стремления к его точному и неуклонному соблюдению.
Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений
осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Формами правового воспитания являются:
а) разъяснение законодательства;
б) вечера вопросов и ответов по правовым проблемам;
в) лекции и беседы юристов, адвокатов, работников суда и прокуратуры;
г) наглядная агитация по правовой проблематике;
д) просмотр телепередач по правовой тематике;
е) изучение Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.
Трудовое воспитание - одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности.
Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества.
Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, Т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других.
Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.[3] В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом производственных связей предприятий, в первую очередь государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной работы, как трудовое соревнование, списывать рано. Оно должно стать важной формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска конкурентно способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и индивидуально.
Физическое воспитание осуществляется в целях поддержания и укрепления здоровья осужденных, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств.
В исправительных учреждениях оборудуются спортивные площадки, ежедневно проводится физическая зарядка, организуются игры в футбол, в волейбол, в теннис, шахматные и шашечные турниры, проводятся занятия по легкой и тяжелой атлетике.
Создаваемые физкультурно-спортивные секции при советах коллективов колоний и отрядов организуют соревнования по различным видам спорта.
Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях».
В исправительных учреждениях для проведения воспитательных мероприятий функционируют клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др., есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение. Воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).
Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 110 УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания,
вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Дифференциация осуществляется с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов
учреждений на основе разработки типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на: осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в
воспитательных колониях; осужденных женского пола; осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима; осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах; осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения и т.д.); осужденных,
оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. 110 УИК РФ.
Воспитательная работа проводится в трех основных формах:
     1) индивидуальной;
2) групповой;
3) массовой.
 При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.
Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов за определенный период времени, для решения вопросов,
требующих массового внимания и усилий.
Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда
осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.
В соответствии с приказом Мин юста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.
Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида
режима и численности осужденных; в воспитательной колонии - 50 человек.
Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии - старший воспитатель - начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест
лишения свободы - педагог и воспитатель.
Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной
работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии - воспитатели, представите-
ли родительского комитета. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.
В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения,
принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.
Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.
Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого из осужденных с учетом характера, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности.
 В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с
осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация
самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.
В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Психологи изучают вновь прибывших В исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное консультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов.
В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример ); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).
Согласно ст. 111 УИК РФ самодеятельные организации осужденных формируются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа). Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга
осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.
Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных определяется Минюстом России. Приказом Минюста России от 08.06.2005 №79 утверждено Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний.
К формам самодеятельных организаций осужденных Положение относит коллективы отрядов осужденных и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют: совет коллектива отряда; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; санитарно-бытовая секция; секция досуга; секция общеобразовательного и профессионального обучения; физкультурно-спортивная секция. Их деятельность охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций. Формирование и непосредственный контроль за работой самодеятельных организаций осужденных в отряде, соблюдением ими требований действующего законодательства возлагается на начальника отряда. В строгих условиях отбывания наказания самодеятельные организации осужденных могут создаваться по усмотрению начальника учреждения.
Решение о создании самодеятельных организаций осужденных принимается на общих собраниях коллективов осужденных в отрядах. Членом самодеятельных организаций может быть любой осужденный, желающий принимать участие в их работе. Лица, допустившие злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, решени-
ем совета коллектива учреждения (отряда) выводятся из состава самодеятельных организаций.
Прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного, подаваемого в совет коллектива отряда. После принятия осужденного в члены самодеятельной организации он включается в состав секции, в которой желает работать. Его заявление передается в отдел (группу) специального учета учреждения для приобщения к личному делу.
На собрании членов самодеятельной организации осужденных отряда простым большинством голосов избирается совет коллектива отряда в составе председателя совета и руководителей секций.
При самодеятельной организации осужденных учреждения с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных создаются: совет коллектива учреждения; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция досуга, совета клуба и библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии; секция социальной помощи; физкультурно-спортивная секция и другие секции. Количество и наименование секций может изменяться
с учетом вида и особенностей деятельности исправительного учреждения.
Совет коллектива учреждения избирается на собрании членов советов коллективов отрядов простым большинством голосов в составе: председателя совета учреждения,
редактора стенгазеты и руководителей секций.
Совет коллектива учреждения (отряда) - выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных, который организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Персональный состав советов коллективов отрядов и совета коллектива учреждения утверждаются соответственно начальником отряда и начальником колонии. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении
степени. их исправления, однако не дает права на предоставление дополнительных льгот.
Заседания совета коллектива учреждения (отряда) проводятся в соответствии с планом работы, но не реже двух раз в месяц и оформляются протоколом. На заседаниях совета присутствует начальник учреждения или его заместитель по воспитательной работе (в отряде - начальник отряда, члены совета воспитателей отряда).
Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием большинством голосов, но вступают в силу только после утверждения администрацией исправительного учреждения.

§ 3 Общее образование осужденных к лишению свободы
Общее образование осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия. Это абсолютно оправданно, так как
под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью.
Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и
соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами 1 или 2 группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
Порядок получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России №61, Минобрнауки России №70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения
об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237).
Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России.
Администрация исправительного учреждения и педагогический коллектив школы работают в тесном контакте. На администрацию учреждения возлагается ведение учета
осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень, оказание помощи работникам школы в изучении документов, регламентирующих деятельность учреждения. Она обеспечивает условия для про ведения образовательного процесса (безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями, организует их надежное хранение и правильное использование обучающимися): выделяет для школы обслуживающий персонал и содержит его за счет учреждения в пределах лимита штатной численности работников учреждения; организует в дни учебы внеочередное бытовое обслуживание обучающихся, приобретение ими продуктов питания и предметов первой необходимости.
Сотрудники исправительного учреждения осуществляют контроль за соблюдением режимных требований работниками школы, а также обеспечивают их безопасность во
время нахождения их на территории учреждения.
Представители администрации учреждения могут по согласованию с администрацией школы присутствовать на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организуемых и проводимых школой.
Администрация школы и педагогический коллектив проводят совместно с администрацией учреждения необходимую работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, организует образовательный процесс и оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования. Педагогические работники оказывают помощь администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе
по их социальной адаптации. Для этого директор школы и педагогические работники входят в состав советов воспитателей отрядов, участвуют совместно с администрацией
учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а
остальных осужденных - по их личному заявлению.
Зачисление оформляется приказом директора школы по согласованию с начальником учреждения.
Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.
В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или
другими исключительными обстоятельствами.
Для выпускников IX, ХI классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.
Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме.
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку
и условиям отбывания наказания.
Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Свои особенности имеет организация и деятельность общеобразовательных учреждений в воспитательных колониях. В соответствии с приказом Минюста России от
21.11.2005 № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» учредителем школы воспитательной колонии является ФСИН России. Школа является юридическим лицом, содержится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УИС. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право
воспитанников на получение образования.
Обязательному обучению в школе подлежат все воспитанники, не имеющие основного общего образования.
Количество классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не более 16 человек.
Воспитанники обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными принадлежностями за счет средств воспитательной колонии.
Учебный процесс в школе организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении. Отвлекать воспитанников от уроков категорически запрещается.
Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. Документы об образовании храятся в личных делах воспитанников, а при их освобождении вручаются под расписку.
Педагоги школы принимают активное участие в воспитании воспитанников. Они организуют и про водят кружковую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу.

§ 4  Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
Действующее уголовно-исполнительное законодательство к числу основных средств исправления осужденных, наряду с другими, относит общественное воздействие.
К общественности относятся легитимные общественные и религиозные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Часть 1 ст. 23 УИК РФ определяет, что
общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Тем самым
общественность призвана оказать существенную помощь сотрудникам исправительных учреждений прежде всего в воспитании осужденных.
В последние годы традиционные формы деятельности общественных объединений, базирующихся на идеологической основе, существенно ослабли; эффективные новые еще
не сформировались, а появившиеся не проявили себя в полном объеме, что не позволяет их подробно регламентировать, да и вряд ли это необходимо делать столь детально.
Полезность и актуальность разнообразного участия общественности в деятельности исправительных учреждений не вызывает сомнений. К этой работе вполне применимы
известные принципы: «не навреди» и «все, что не запрещено, то разрешено».
Участие общества в деятельности учреждений, исполняющих лишение свободы, является давней отечественной традицией. 19 июля 1819 г. под покровительством Александра 1 было создано Общество попечительное о тюрьмах, перед которым ставилась цель содействия нравственному исправлению заключенных и улучшения условий их содержания. Согласно Уставу «общество имело ближайший надзор за заключенными, за размещением их по роду преступлений, за наставлением их в правилах благочестия и доброй нравственности, за занятиями арестованных; от него зависело наложение важнейших дисциплинарных взысканий».[1] Одним из главных направлений деятельности Общества было нравственное исправление преступников посредством установления режима отбывания наказания, организации труда и образования заключенных, оказания на них религиозного воздействия.
Управление общества состояло из центрального комитета в Петербурге и местных комитетов и отделений, которые с 1822 г. до сентября 1918 г. действовали по всей России.
Персональный состав комитетов утверждался императором. Важное место в работе Общества отводилось улучшению условий содержания арестантов, укреплению материальной базы тюремных учреждений. Для этого члены общества собирали пожертвования, посещали в любое время места лишения свободы, рассматривали жалобы заключенных на условия содержания и на обращение с ними тюремной администрации, проверяли расходование выделяемых тюрьмам денежных средств и др. Тюремные смотрители и надзиратели обязывались всемерно способствовать членам Общества в их деятельности, устранять обнаруженные недостатки. Отчеты о работе Общества ежегодно публиковались в печати.
Бесспорно, богатый предыдущий опыт организации общественного содействия деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, востребован и в современных условиях.
1 февраля 2007 г. был создан Общественный совет при ФСИН России по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. Согласно Положению, утвержденному приказом ФСИН России от 26.01.2007 № 32, основной целью Совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед УИС, защите прав
и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.
Одним из главных направлений работы Совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций  (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.
Аналогичные общественные советы созданы при всех территориальных органах ФСИН России.
Действующее уголовно- исполнительное законодательство определяет как общие, так и специальные формы содействия общественности в работе исправительных учреждений. Общие (универсальные) формы общественного содействия могут при меняться в работе всех видов учреждений, исполняющих наказания, специальные формы - в отдельных видах исправительных учреждений.
Перечень универсальных форм общественного содействия дан в Федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В соответствии со ст. 22 Закона к основным формам общественного содействия относятся:
1) участие в решении вопросов трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения осужденных к лишению свободы;
2) участие в обустройстве осужденных к лишению свободы, в случаях, если после освобождения указанных лиц необходимо поместить в медицинские учреждения или учреждения социального обслуживания либо они нуждаются в постороннем уходе;
3) участие в обеспечении свободы совести и вероисповедания осужденных к лишению свободы;
4) оказание содействия администрации исправительного учреждения в создании новых рабочих мест для осужденных к лишению свободы, размещении производственных
заказов в исправительных учреждениях и на их предприятиях;
5) оказание помощи администрации исправительного учреждения в получении осужденными общего образования, профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
6) оказание помощи администрации исправительного учреждения в организации досуга осужденных к лишению свободы (организация концертов, выставок, лекций, просмотров кино- и видеофильмов, других культурных и просветительских мероприятий), проведении мероприятий по правовому просвещению осужденных к лишению свободы;
7) оказание содействия администрации исправительного учреждения в улучшении библиотечного обслуживания осужденных к лишению свободы, организации их подписки
на газеты и журналы, оборудовании спортивных площадок в учреждениях, исполняющих наказания, обеспечении их спортивным оборудованием и инвентарем;
8) оказание помощи психологической службе учреждения, исполняющего наказания;
9) участие в обучении осужденных к лишению свободы методам профилактики опасных инфекционных заболеваний;
10) участие в проведении мероприятий по пропаганде законопослушного поведения, здорового образа жизни, поддержанию и укреплению социально полезных связей
осужденных к лишению свободы;
11) оказание содействия в поддержании и укреплении связей между осужденными к лишению свободы и их семьями, налаживании контактов с лицами и организациями,
находящимися за пределами мест лишения свободы;
12) оказание содействия в обеспечении деятельности соответствующих общественных наблюдательных комиссий;
3) оказание материальной поддержки исправительным учреждениям в целях укрепления их материально-технической базы.
Данный перечень не является исчерпывающим. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона общественное объединение может участвовать в иной деятельности, направленной на улучшение функционирования мест принудительного содержания, не противоречащей указанному Федеральному закону, иным нормативным правовым актам РФ.
Такие формы уже опробованы практикой и активно используются неправительственными организациями. На территории России действуют как международные правозащитные организации (Международная тюремная реформа,
Международная амнистия, Международная ассоциация тюремного служения, Московская Хельсинская Группа и др.), так и общероссийские (Мемориал, Общественный центр
содействия реформе уголовного правосудия, Центр содействия международной защите и др.) и региональные (Московский региональный общественный благотворительный
фонд «Социальное партнерство», Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр, Серпуховское общество попечителей пенитенциарных учреждений и т.п.). Правозащитники ведут переписку с осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, в том числе в судах, при нарушениях прав и свобод, посещают исправительные учреждения, встречаются с осужденными, оказывают благотворительную помощь, бесплатно рассылают правовую литературу.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство в достижении цели исправления определенное место отводит служителям культа, которые могут посещать исправительные учреждения не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе (ст. 14 УИК РФ). При этом священнослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. В учреждениях, исполняющих наказания, служителям культа разрешается совершение религиозных обрядов, распространение предметов культа и религиозной литературы. Во многих исправительных колониях построены культовые сооружения.
Многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами и воспитывают в духе уважения к другим людям, к соблюдению законов, моральных норм и т.п. Поэтому
представители различных религиозных организаций, проводя индивидуальные и групповые беседы с осужденными, не только приобщают их к религии, но и оказывают на них определенное воспитательное воздействие, благотворным образом влияет на морально-психологический климат в исправительных учреждениях.
Специальные формы общественного содействия используются в работе воспитательных колоний, что связано со спецификой процесса исправления осужденных
в данных учреждениях. К специальным формам общественного содействия можно отнести оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации
учебно-воспитательного процесса (п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона): участие в работе попечительских советов воспитательных колоний (п. 12 ч. 1 ст. 22 Закона, ч. 1 ст. 142 УИК РФ); участие в работе родительских комитетов (ч. 2 ст. 142 УИК РФ).
Попечительский совет при воспитательной колонии создается в соответствии с ч. 1 ст. 142 УИК РФ и действует на основании Примерного положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы».[2]
Попечительский совет создается для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
Попечительский совет состоит из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание
работать в попечительском совете и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед попечительским советом.
Попечительский совет создается по решению высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает положение о попечительском совете при воспитательной колонии, его состав и председателя. Попечительский совет информирует органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления о наиболее важных вопросах, рассматриваемых и решаемых попечительским советом.
Попечительский совет оказывает помощь администрации воспитательной колонии в решении следующих вопросов: а) обеспечении защиты прав и законных интересов
осужденных; б) формировании у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получении основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного уровня осужденных; в) установлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями и организациями, укреплении производственно-хозяйственной базы воспитательной колонии; г) обеспечении трудовой занятости осужденных; д) создании необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарном обеспечении осужденных; е) изыскании дополнительных возможностей для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости; ж) организации шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказании им финансовой помощи при освобождении; з) трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из воспитательной колонии.
Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, про водить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб.
О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель попечительского совета ставит в известность администрацию воспитательной колонии и вносит предложения по их устранению.
В настоящее время попечительские советы работают при всех воспитательных колониях. Более того, по аналогии с ними созданы и успешно действуют общественные
советы при территориальных органах УИС, в масштабах страны - общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы».
Этой организацией среди осужденных традиционно проводится литературно-художественный конкурс памяти Анны Ахматовой, ежегодный Всероссийский конкурс на лучшее исполнение песен среди осужденных «Калина красная», шахматные турниры на приз чемпиона мира А. Карпова и др.
Согласно ч. 2 ст. 142 УИК РФ родительские комитеты создаются при отрядах воспитательных колоний в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации колоний.
В состав родительских комитетов входят родители, лица, их заменяющие, и другие близкие родственники осужденных, способные оказать положительное воздействие
на воспитанников. Из состава родительского комитета избираются председатель, который является членом учебно-воспитательного совета воспитательной колонии, и представители в советах воспитателей отрядов.
Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Родительский комитет призван оказывать содействие администрации колонии в вопросах организации воспитательной работы с воспитанниками, взаимодействия с семьями осужденных, социальной адаптации подростков, а также помогать сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения.
Родительский комитет имеет право: знакомиться с жилищными и бытовыми условиями содержания несовершеннолетних; участвовать в индивидуально-воспитательной работе с воспитанниками и про ведении иных воспитательных мероприятий; участвовать в решении вопросов изменения условий отбывания наказания и досрочного освобождения
осужденного; обращаться с письменными заявлениями об оказании воспитаннику юридической помощи; обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей; обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь; помогать администрации в обеспечении сирот и лиц, оставшихся без
родительского попечения, освобождаемых из колонии, одеждой гражданского образца; совместно с администрацией обращаться в государственные органы, общественные
объединения по вопросам оказания помощи в воспитательной работе с осужденными.
Члены родительского комитета обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и правила обращения с осужденными, установленные администрацией колонии.
Замечания и предложения родительского комитета председатель докладывает на учебно-воспитательном совете. Родительский комитет отчитывается о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом колонии.
Создание благоприятных условий для нормальной жизни осужденных после их освобождения из исправительных учреждений является комплексным направлением работы всей общественности и включает все ранее рассмотренные формы. Участие общественных структур в помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания, имеет своей задачей закрепить и развить результаты их исправления, достигнутые в период исполнения наказания, оградить этих лиц от возможного влияния криминальной среды, окружить их должным вниманием, помочь преодолеть трудности, с которыми они могут столкнуться в условиях рыночной экономики, и тем самым предотвратить возможность совершения ими новых преступлений (см. гл. 22 УИК РФ).


§ 5 Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы

Одним из действенных средств воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы является применение к ним предусмотренных законом мер поощрений и взысканий.
Порядок применения указанных мер, полномочия должностных лиц по их наложению на осужденных, условия содержания дисциплинарно наказанных в помещениях камерного типа подробно регламентируются уголовно-исполнительным законодательством (ст. 113-119УИК РФ).
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, применяется самый широкий спектр дисциплинарных мер, которые в своем единстве образуют систему поощрений и взысканий, направленную на стимулирование правопослушного и торможение негативного поведения осужденных.
За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения (ст. 113 УИК РФ):
1) благодарность;
2) награждение подарком;
 3) денежная премия;
 4) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;
5) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
 6) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до 500 руб. на покупку питания и предметов первой необходимости;
 7) увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;
 8) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий.
К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
Кроме того, положительно характеризующимся в течение определенного периода осужденным может быть изменен вид исправительного учреждения либо условия отбывания наказания в рамках одного учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 78 УИК РФ такие осужденные могут быть переведены судом для дальнейшего отбывания наказания: а) из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда; б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима - по
отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда; в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания; г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания, а
осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания. Согласно ст. 87 УИК РФ по решению комиссии исправительного учреждения осужденным могут быть улучшены условия отбывания наказания путем перевода на облегченные или обычные (со строгих) условия.
В целях дальнейшего исправления положительно характеризующийся осужденный может быть представлен к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания. Кроме этого, в отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Высшей формой поощрения для осужденных выступает условно-досрочное освобождение, которое применяется судом к лицам, доказавшим свое исправление.
Право на получение столь разнообразных поощрений, с одной стороны, существенно дополняет и индивидуализирует правовое положение осужденного, отбывающего лишение свободы, с другой - является действенным средством для стимулирования правопослушного поведения осужденного. Осужденные могут поощряться за добросовестное выполнение своих обязанностей, успехи в труде,
учебе, общественной жизни, проявленную разумную инициативу в других общественно полезных делах. Инициаторами ходатайств о поощрении осужденных могут выступать сотрудники исправительного учреждения, учителя общеобразовательной школы, преподаватели и мастера профессионального обучения, представители общественности, самодеятельные организации осужденных.
Статья 114 УИК РФ устанавливает порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы.
Поощрение в виде благодарности осужденному может быть объявлено в устной или письменной форме, остальные поощрения - только в письменной форме.
Об устной благодарности начальник отряда делает соответствующую запись в дневнике индивидуальной воспитательной работы с осужденным. При объявлении благодарности и остальных поощрений в приказах и постановлениях из них делаются выписки, которые приобщаются к личным делам осужденных. Одновременно соответствующая информация заносится в дневник индивидуальной воспитательной работы с осужденным. Изменение вида исправительного учреждения оформляется в виде определения суда, которое приобщается к личному делу осужденного, а изменение условий отбывания наказания - протоколом решения комиссии исправительного учреждения, выписка из которого подшивается в личное дело осужденного.
В соответствии со ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 113 УИК мер поощрения в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Вместе с тем одну из основных ролей в воспитании осужденного играет начальник отряда, который лучше других знает особенности личности своих подопечных, может всесторонне оценить и своевременно повлиять на их поведение. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство наделяет начальников отрядов правом применять следующие меры поощрения: а) благодарность; б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда (т.е. устного выговора). Кроме того, умелое применение отнесенных к его компетенции дисциплинарных мер позволяет начальнику отряда влиять на процессы, происходящие в коллективе осужденных, способствует укреплению его авторитета.
Особые требования в законе предъявляются к применению такого поощрения, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. Во-первых, к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Поощрение такого осужденного другими мерами не допускается; отступление от этого требования закона не только является правонарушением, но и оказывает негативное воздействие на процесс воспитания осужденного. Во- вторых, в зависимости от тяжести проступка законодатель устанавливает определенные сроки снятия наложенного за их совершение взыскания. Эти сроки вводятся для того, чтобы взыскание сыграло воспитательную роль, осужденный осознал свою вину и раскаялся в содеянном.
Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения таких взысканий, как выговор и дисциплинарный штраф (а для воспитанников также лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца и водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу), и не ранее шести месяцев со дня отбытия остальных взысканий, указанных в ст. 115 УИК РФ.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:
 а) выговор;
б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;
в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в ШИЗО на срок до 15 суток;
г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в ПКТ, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года;
е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ПКТ на срок до трех месяцев (ст. 115 УИК РФ).
При этом осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами 1 группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся.
Свои особенности имеют перечни взысканий, применяемых к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и в воспитательных колониях. Специфика отбывания лишения свободы в колониях-поселениях такова, что осужденные находятся в условиях полусвободы, т.е. содержатся без охраны, но под надзором. В связи с этим в указанных учреждениях отсутствуют помещения, предусматривающие длительную строгую изоляцию осужденных, что не позволяет применять взыскания, связанные с переводом в ПКТ и ЕПКТ (п. «г» - «е» ч. 1 ст. 115 УИК РФ). В то же время к этой категории осужденных могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.
К осужденным, отбывающим лишение свободы в воспитательных колониях, применяются виды взыскания, обладающие небольшим карательным потенциалом:
1)      выговор;
2)      дисциплинарный штраф в размере до 200 руб.;
3)       лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;
4)       водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.
Такой «щадящий» подход объясняется приоритетом мер убеждения в воспитательном процессе с осужденными, возрастом воспитанников, особенностями их психики.
Большое значение для реализации мер взыскания имеет закрепление в уголовно-исполнительном законе понятий «злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы» и «злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания». Определение этих терминов в ст. 116 УИК РФ позволяет не только на практике дифференцировать применение взысканий к определенной категории осужденных, но и четко установить критерии изменения условий отбывания наказания в худшую сторону для осужденных внутри исправительного учреждения (ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ), а также их перевода в исправительное учреждение с более суровыми условиями содержания (ч. 4 ст. 78 УИК РФ).
 Так, если осужденные проявили себя как злостные нарушители
установленного порядка отбывания наказания, то они могут быть переведены: из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.
Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых .неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при совершении злостного нарушения и назначения ему за это взыскания, связанного с изоляцией осужденного в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночной камере, а воспитанника - в дисциплинарном изоляторе (п. «в» - «е» ч. 1 ст. 115; п. «б» ст. 136 УИК РФ).
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением одного из указанных взысканий.
Статья 117 УИК РФ определяет порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы.
При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются: 1) обстоятельства совершения нарушения; 2) личность осужденного; 3) его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Только учет всех этих обстоятельств делает взыскание справедливым, способным достичь поставленных перед ним целей. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. При этом возмещение осужденным причиненного ущерба в порядке ст. 102 УИК РФ взысканием не является, поэтому оно может быть применено наряду с наложенным дисциплинарным наказанием.
В ч. 2 ст. 117 УИК РФ регламентируется соответствующее дисциплинарное производство. Обязательным условием привлечения к дисциплинарной ответственности является получение до наложения взыскания от осужденного письменного объяснения по поводу нарушения. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение (инвалидам, иностранным гражданам, иным лицам, слабо владеющим русским языком, и др.), оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В исключительных случаях, при отказе осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт, подписываемый тремя сотрудниками исправительного учреждения. Акт приобщается к материалам производства.
Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях (при заболевании, завершении не терпящей отлагательства работы, отсутствии мест в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камер и т.п.) - не позднее 30 дней со дня его наложения.
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания - только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно, запись о котором делается в дневнике индивидуальной воспитательной работы с осужденным. Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.
Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания в них. К осужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа, а к осужденным, переведенным в ЕПКТ, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в ПКТ и ЕПКТ.
 Осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры не водворяются.
УИК РФ (ст. 118) устанавливает условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах.
Наиболее жесткие условия содержания осужденных установлены законодателем в штрафном изоляторе. Осужденным запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Осужденным запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены (для женщин), выписанных ими журналов и газет, а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Осужденным, водворенным в штрафные изоляторы, разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки учреждения. Письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания корреспонденции. Продукты питания сдаются на склад и выдаются осужденным после отбытия ими меры взыскания. Администрация принимает меры к их сохранности, однако если в силу естественных причин от длительного хранения продукты испортились, об этом комиссионно составляется  акт и они уничтожаются.
 Курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор, запрещено (для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований).
Водворение осужденных в штрафной изолятор может быть с выводом осужденных на работу или без вывода. Осужденные с выводом на работу привлекаются к труду отдельно от других категорий осужденных. Санитарная обработка производится также отдельно от других лиц. Уборка помещений производится в порядке очередности лицами, содержащимися в них. Содержание в карцере одиночное.
При приеме осужденных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, ЕПКТ, одиночные камеры они подвергаются полному обыску, после чего переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями.
Осужденным, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры предоставляется право:
 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 500 руб.;
2) получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и одну бандероль;
3) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа;
4) осужденным, не допускающим нарушения установленного порядка отбывания наказания в период их нахождения в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, время прогулки по постановлению начальника исправительного учреждения может быть увеличено до двух часов в день на срок до одного месяца;
5) с разрешения администрации исправительного учреждения иметь в течение шести месяцев одно краткосрочное свидание.
Осужденным, переведенным в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, полотенца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, табачных изделий и спичек (для женщин предметов гигиены), а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Осужденным, содержащимся в помещениях камерного типа, ЕПКТ и одиночных камерах, разрешается иметь при себе судебные решения по их делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки, стержни, тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки учреждения, выписывать книги, журналы и газеты.
К осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.
Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных.
Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах профтехподготовки, в период нахождения в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями. При переводе осужденных из помещений камерного типа, ЕПКТ либо из одиночных камер в штрафные изоляторы за проступки, совершенные в помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах, срок их содержания в штрафных изоляторах в срок содержания в помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах не засчитывается. В случае перевода осужденного в помещение камерного типа, ЕПКТ за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания в штрафном изоляторе срок содержания в помещении камерного типа, ЕПКТ исчисляется после отбытия взыскания в штрафном изоляторе.
Отличительной особенностью содержания осужденных в едином помещении камерного типа от просто помещения камерного типа является не только более продолжительный срок отбывания указанной меры взыскания (один год вместо шести месяцев), а также то, что осужденные в едином помещении камерного типа содержатся изолированно по видам режима (общий, строгий).
В случаях перевода осужденных из штрафных изоляторов, помещений камерного типа, ЕПКТ и одиночных камер в лечебно-профилактические учреждения по причинам, не связанным с симуляцией болезни, срок их нахождения в лечебно-профилактических учреждениях УИС засчитывается в срок отбывания взысканий.










[1]  Положение об Обществе попечительном в тюрьмах. 19 июля 1819 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXXVII. М 27895.

[2] Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ в ч, 1 ст. 142 УИК РФ внесено изменение, согласно которому организация и деятельность попечительского совета будет регламентироваться примерным положением, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.



[1] Худоконенко В.С. Современное состояние воспитательной работы с осуждёнными. // Уголовно-исполнительное право. 2009. №2. С.60.
[2] См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Стуровой. Рязань, 1993; Зубков А.И. Основные пути и средства нравственного и эстетического воспитания несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях. М., 1982.

[3] Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских ИТУ и его правовое регулирование. Томск, 1970; Он же. Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы. Рязань, 1980.

Комментариев нет:

Отправить комментарий