суббота, 6 декабря 2014 г.

ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ



  1. Понятие правового положения осужденных.

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные, В самом кратком виде правовой статус осужденного определяется как юридически закрепленное положение осужденного в обществе. В осно­ве правового статуса лежит фактический социальный ста­тус, т.е. реальное положение осужденного в современной системе общественных отношений. Право как социальный регулятор лишь закрепляет это положение, вводит его в за­конодательные рамки.

Исходные положения правового статуса осужденных учреждены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), в Между­народном пакте об экономических, социальных и культур­ных правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и др. Одним из главных их предписаний, определяющих юридическое по­ложение индивида, является право человека на признание его правосубъектности. Оно установлено во Всеобщей де­кларации прав человека (ст. 6), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) и означает, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Важными свойствами правосубъектности являются ее признание и гарантированность государством, т.е. обеспечиваемая соответствующими государственными органами способность лица иметь субъ­ективные права и юридические обязанности, а также способ­ность независимо их осуществлять. Особое значение имеет обеспечение рассматриваемого права в сфере исполнения уголовных наказаний, где только в постсоветские годы осужденные на законодательном уровне и в правоприменительной  практике действительно стали признаваться субъ­ектами права. Сегодня они, являясь гражданами Россий­ской Федерации, обладают правами и свободами человека и гражданина, которые в соответствии с Конституцией РФ признаются п охраняются государством.
Соответственно, правовое положение (статус) осуж­денных базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указы­вается на то, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федераль­ного закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Рос­сийской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства Россий­ской Федерации по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации имеет большое между­народное, социально-политическое и воспитательное значе­ние, так как характеризует подход государства к преступни­ку с гуманистических позиций.
Правовое положение осужденных установлено прежде всего уголовно-исполнительным законодательством Рос­сии. Этому вопросу посвящена самостоятельная гл. 2 УИК РФ (ст. 10—15). В ней определяются общие положе­ния о правовом положении осужденных, раскрываются их основные юридические обязанности и субъективные права, содержится механизм реализации отдельных прав (напри­мер, права осужденного на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ)). Указанные положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах Особенной части УИК РФ, посвященных исполнению отдельных видов уго­ловных наказании, а также в иных источниках уголовно-исполнительного права ( в Правилах внутрен­него распорядка исправительных учреждений).
Кроме того, правовое положение осужденных закрепля­ют и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государ­ства. Правовое регулирование в сфере имущественных, семейных, наследственных и других отношений с участи­ем лиц, отбывающих уголовные наказания, связано с установлением в законах определенной специфики реали­зации соответствующих прав, свобод и обязанностей этой категории граждан, и особенно для осужденных, находя­щихся в условиях изоляции. Так, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» для государственной регистрации расторжения брака осужденному за совершение преступле­ния к лишению свободы на срок свыше трех лет достаточно только поданного им в одностороннем порядке заявления о расторжении брака.
Многие свои имущественные права осужденный, отбыва­ющий лишение свободы, может осуществить посредством выдачи доверенности другому лицу для представительства своих интересов перед третьими лицами. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 185 ГК РФ доверенности лиц, находящихся в местах ли­шения свободы, удостоверенные начальником соответству­ющего места лишения свободы, приравниваются к нотари­ально удостоверенным доверенностям. Лица, отбывающие уголовные наказания без изоляции от общества, обладают общегражданскими правами и несут юридические обязан­ности почти в полном объеме.
Особенности правового положения осужденных вы­ражаются в изъятии и ограничении их прав и свобод как граждан государства и наделении их специальными права­ми и обязанностями, свойственными назначенному уголов­ному наказанию. Объем ограничений, специальных прав и обязанностей устанавливается уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ в зависи­мости от карательно-воспитательного потенциала конкрет­ного уголовного наказания. Именно точное исполнение осужденными установленных государством ограничений и обязанностей призвано обеспечить достижение целей уго­ловного наказания. Поэтому вполне обоснованным являет­ся закрепление в УИК РФ сначала обязанностей осужден­ных, а уже затем их прав.
Таким образом, правовой статус осужденных выступа­ет комплексным межотраслевым правовым институтом и представляет собой урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбыва­ния уголовного наказания.
Свою специфику имеет правовой статус осужденных  - иностранных граждан и лиц без гражданства. Они пользу­ются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лип без граж­данства, в частности, Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Это означает, что иностран­ным гражданам и лицам без гражданства во время отбы­вания уголовного наказания гарантируются естественные права человека, обеспечиваются такие же условия содер­жания, как и российским гражданам. Для этих категорий осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрены дополнительные права.
В частности, это право на пользование родным языком (ч. 5 ст. 11 УИК РФ). Осужденные — иностранные граж­дане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, за­явлениями и жалобами на родном языке или на любом дру­гом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государствен­ном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или ор­ганом, исполняющим наказания. Кроме того, иностран­ные граждане, осужденные к аресту, ограничению свободы пли лишению свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федера­ции, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных (ч. 9 ст. 11 УИК РФ).
Виды правового статуса осужденного: общий, или кон­ституционный, статус гражданина Российской Федерации; специальный, или родовой, статус осужденных как опреде­ленной категории граждан; особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; индивидуальный статус. Все эти вилы статуса осужденно­го тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы.
Общий правовой статус — это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ей всем и каждому права и обязанности. В частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновен­ность; свободу совести и вероисповедания; социальное обе­спечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 УИК РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязан­ность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, на­ходящимися под юрисдикцией государства.
Конституция РФ устанавливает основные общеграж­данские обязанности осужденных. Так, каждый осужден­ный обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), а также сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом. В частности, согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ «защита Отечества является долгом и обязанностью гражда­нина Российской Федерации». Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие нака­зание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установ­ление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется в указанных интере­сах прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этого липа. Если штраф представляет собой денежное взыскание (ч. 1 ст. 46 УК РФ) и при его исполнении огра­ничиваются только имущественные права осужденного, то лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества (ч. 1 ст. 56 УК РФ) со всеми вытекающими последствиями. В условиях изоляции существенно ограничиваются права осужденных на свобо­ду передвижения, свободу общения, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и др.
Правоограничения для осужденных на этапе исполне­ния (отбывания) наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством. Именно оно в зави­симости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденного и возлагает на него специфические обязанности. Так, в период отбывания ис­правительных работ осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в пись­менной форме уголовно-исполнительной инспекции (ст. 40 УИК РФ). На осужденных к обязательным работам возло­жены обязанности: работать на определяемых для них объ­ектах и отработать установленный судом срок обязатель­ных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства (ч. 1 ст. 26 УИК РФ). Данные обстоятельства позволяют подразделить специальный (родовой) статус осужденного на особенные (видовые) правовые статусы лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний.
Кроме того, УИК РФ (ч. 2 ст. 10) предусматривает воз­можность ограничения прав и свобод осужденного и иными федеральными законами. К примеру, ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» определяет, что лицензия на приобретение оружия не выдается граж­данам Российской Федерации, отбывающим наказание за совершенное преступление.
Индивидуальный статус представляет собой совокуп­ность персонифицированных обязанностей и прав, закон­ных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания осужденные могут иметь раз­личный индивидуальный правовой статус — в зависимости от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, по­ведения и др. В частности, индивидуальный правовой ста­тус осужденных к лишению свободы женщин существенно отличается от индивидуального статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних — от статуса взрос­лых осужденных. Индивидуальный правовой статус осуж­денного подвижен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека во время отбывания уголовного наказания. Например, с достижением пенсион­ного возраста осужденные к лишению свободы освобож­даются от обязанности трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учрежде­ний. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет привлекаются к труду по их жела­нию (ч. 2 ст. 103УИКРФ).
Рассмотренные виды статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Каждый осужденный выступает одновременно во всех указанных качествах — он является гражданином Российской Федерации (общий статус), принадлежит к определенной социальной груп­пе — осужденным, отбывает конкретный вид уголовного наказания и, соответственно, обладает родовым и видовым статусом, и он же обладает различными личностными ха­рактеристиками, т.е. имеет индивидуальный статус.
Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права, законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих оди­наковый вид уголовного наказания.
Юридическая обязанность осужденных — это мера юри­дически необходимого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязывающих и запрещающих нормах права. Юридические обязан­ности выступают условием нормального функционирования институтов уголовно-исполнительного права, управления процессом исполнения и отбывания уголовных наказаний, поддержания законности и правопорядка, дисциплины и организованности в уголовно-исполнительной сфере. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на возможность государственного принуждения. Юридиче­ские обязанности осужденных состоят в необходимости совершать определенные действия (обязывающие нормы) либо воздержаться от них (запрещающие нормы). Приме­чательно, что обязанности осужденных помимо законов могут содержаться и в иных нормативных правовых актах, на что прямо указывается в ч. 2 ст. 11 УИК РФ. Институт обязанностей должен обеспечить интересы общества, госу­дарства и иных граждан при исполнении уголовных нака­заний, оказывать непрерывное воспитательное воздействие на самих осужденных. За неисполнение установленных в нормативных правовых актах обязанностей осужденные несут юридическую ответственность.
Субъективное право осужденного — это гарантирован­ная государством мера юридически возможного поведения, позволяющая осужденному пользоваться определенны­ми социальными благами, обеспечиваемая юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Сущность субъектив­ного права осужденного заключается в нормативно закреп­ленной возможности его определенного (дозволенного, разрешенного) поведения. Осужденный обладает как об­щегражданскими, так и специальными правами. К первым относятся право: на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, судебную защиту, юридическую по­мощь и др. Специальные права осужденных закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве применитель­но к конкретному виду уголовному наказания. Так, осуж­денные к лишению свободы имеют право на свидания, по­лучение посылок, переписку и т.д. Для реализации прав в законе устанавливаются возможности осужденного: совер­шать различные действия (кроме запрещенных юридиче­скими нормами); требовать исполнения соответствующих его праву юридических обязанностей от персонала учреж­дений и органов, исполняющих наказания, и иных лиц; обратиться за защитой своего нарушенного права в государ­ственные или общественные органы.
Обеспечение прав осужденных — важный показатель законности деятельности персонала учреждений и ор­ганов, исполняющих уголовные наказания. Контроль за соблюдением прав и свобод осужденных осуществляется различными международными и государственными орга­нами, должностными лицами, общественными объедине­ниями.
Законные интересы осужденного - закрепленные в нормах права стремления осужденного пользоваться кон­кретными социальными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки его поведения администрацией учреждении или органов, исполняющих уголовные наказания, прокуратурой, судом. Законные ин­тересы осужденных имеют сходство с субъективными пра­вами, но не идентичны последним. Субъективное право предполагает закрепленную в законе возможность осужден­ного свободно пользоваться социальным благом, которая обеспечивается юридической обязанностью иных субъек­тов уголовно-исполнительных правоотношений. Законный интерес представляет собой потенциальную возможность осужденного обладать каким-то социальным благом, кото­рая реализуется при выполнении осужденным определен­ных фактических условий, и ей не противостоит конкрет­ная юридическая обязанность. Администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений здесь в большинстве случаев осуществляют оценку поведения осужденного (выполнение режимных требований, отноше­ние к труду, учебе и др.). Законный интерес представляет собой правовой стимул и является правовым побуждением к законопослушному поведению осужденного. Такое пове­дение создаст лицам, отбывающим уголовные наказания, благоприятные условия для осуществления собственных потребностей и интересов. Только при наличии правомер­ного поведения осужденного могут быть реализованы за­конные интересы, направленные на получение поощрений (получение дополнительного свидания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания и др.) либо льгот (выезд за пределы мест лишения свободы на период отпуска, перевод на облегченные или льготные условия от­бывания лишения свободы и др.).
Правовые ограничения осужденных — правовое сдержи­вание противозаконного поведения осужденного, созда­ющее условия для обеспечения установленных порядка и условий исполнения (отбывания) уголовного наказания и достижения его целей.
Суть правового ограничения состоит в побуждении осуж­денных к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживанию социально вредного поведения — с другой. Исполнение уголовных наказании связано с ограничением таких социальных ценностей н благ осужденного, как сво­бода передвижения, свобода общения, право на неприкосно­венность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, право па неприкосновенность жилища и др., а также особенностями реализации остальных прав и свобод. Объем правовых ограничений осужденных при исполнении разных видов уголовных наказаний различен. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Так, ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничивает избирательные пра­ва осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Статья 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает ограничение пра­ва гражданина Российской Федерации на выезд из Россий­ской Федерации до отбытия любого вида уголовного нака­зания или до освобождения от наказания.
Ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны государства при исполнении наказаний предпо­лагают решение следующих задач: 1) обеспечение личной безопасности; 2) поддержание правопорядка; 3) обеспече­ние общественной безопасности.
По своей природе правовые ограничения относятся к охранительным правовым средствам (мерам защиты), т.е. представляют собой в первую очередь разновидность пра­вового принуждения, обеспечивающую исполнение осуж­денными установленных обязанностей и направленную на реализацию целей уголовного наказания. Правовое огра­ничение осуществляется в государственном принуждении и предназначено для охраны уголовно-исполнительных правоотношений от возможных правонарушений со сто­роны осужденных путем предупреждения, пресечения и привлечения виновных к конкретному виду юридической ответственности.
К правовым ограничениям, направленным на сдержива­ние противоправных устремлений осужденных, относится установление за осужденными надзора и контроля, введе­ние режима особых условий в исправительных учреждени­ях (ст. 85 УИК РФ), применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86 УИК РФ), пе­ревод осужденных, лишенных свободы, в строгие условия отбывания наказания и др.
Кроме того, правовые ограничения реализуются посред­ством привлечения осужденных к ответственности. В зави­симости от характера нарушаемых норм права различают уголовную, гражданскую, дисциплинарную и материаль­ную ответственность осужденных. Наиболее распростра­ненным видом является дисциплинарная ответственность (ст. 58, 71, 115 УИК РФ).
Таким образом, под правовым статусом осужденных по­нимают совокупность юридических элементов (обязанно­стей и прав, законных интересов и правовых ограничений), выражающих специфику и определяющих содержание по­ложения осужденных во время отбывания уголовного на­казания того или иного вида.

2. Содержание обязанностей и прав осужденных.

В настоящее время на всех осужденных распространя­ются обязанности, установленные в ст. И УИК РФ. Учи­тывая их важность и универсальность для различных ви­дов уголовных наказаний, законодатель определил их как основные обязанности осужденных. Содержание указанной статьи позволяет выделить две группы обязанности — об­щие и специальные.
Общие (общегражданские) обязанности в статье не назы­ваются, для их обозначения используется бланкетная норма — «исполнение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан Российской Федерации». Примером общегражданских обязанностей осужденных, по­мимо рассмотренных ранее конституционных обязанностей, может служить обязанность по содержанию несовершенно­летних детей и нетрудоспособных родителей. Кроме того, об­щие обязанности осужденных вытекают из законодательного требования соблюдения принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены.
К специальным обязанностям, составляющим сердцевину специального статуса осужденных, ст. 11 УИК РФ относит: соблюдение требовании федеральных законов, определя­ющих порядок и условия отбывания наказании, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждении и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреж­дения, исполняющие наказания, а также к другим осуж­денным; обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований пригово­ра. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.
Юридические обязанности, возложенные на осужденных во время отбывания наказания, предусмотрены не только нормами ст. 11 УИК РФ. Применительно к конкретному виду уголовного наказания они изложены в нормах Осо­бенной части УИК РФ, а также в принятых в соответствии с законом иных нормативных правовых актах. Например, специальные обязанности осужденных к лишению свободы конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка ис­правительных учреждений, утв. приказом Минюста России от 03.11.2005 №205.
К основным обязанностям осужденных в исправитель­ных учреждениях в этом документе (п. 14) относятся: вы­полнение требований законов и указанных Правил; соблю­дение распорядка дня, установленного в ИУ; прибытие по вызову администрации, дача письменных объяснений по ее требованию по фактам нарушения установленного по­рядка отбывания наказания и другим основаниям; про­хождение медицинского освидетельствования с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также выявления фактов употребления алкогольных, нар­котических и сильнодействующих (токсических) веществ; бережное отношение к имуществу исправительного учреж­дения и другим видам имущества; соблюдение требовании пожарной безопасности; добросовестное отношение к труду и учебе; вежливые отношения между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнение их закон­ных требований; содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест, одежды, по установленному об­разцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных та­бличек; соблюдение правил личной гигиены, наличие корот­кой стрижки волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранение продуктов питания и предметов индивидуально­го пользования в специально оборудованных местах и по­мещениях; ношение одежды установленного образца с на­грудными и нарукавными знаками, в колониях-поселениях осужденные могут носить гражданскую одежду; принятие участия в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.
Неисполнение осужденными возложенных на них обя­занностей независимо от того, в каких нормативных актах они предусмотрены, а также невыполнение законных тре­бований администрации учреждений и органов, исполня­ющих наказания, влекут установленную законом ответ­ственность.
Основные права осужденных вытекают из общеграждан­ских прав и закреплены в ст. 12 УИК РФ. Они включают в себя право: на получение информации о своих правах и обя­занностях, о порядке и об условиях отбывания назначенно­го судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениям]! порядка и условий отбывания наказа­нии; на вежливое обращение со стороны персонала учреж­дения, исполняющего наказания. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуж­дения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона; на жизнь и здоровье. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты ме­дицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями, заявлени­ями и жалобами к администрации учреждения пли органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управле­ния учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объедине­ния, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрани здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; на психологическую помощь, оказываемую со­трудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказа­ние такой помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а так­же иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
К числу основных прав относится право осужденных на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Это право озна­чает, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом слу­чае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратив­шегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место — как правило, это изолированное помещение (камера) внутри указанных учреждений, исполняющих наказания. Кроме этого могут быть приняты и иные меры, устраняющие угро­зу личной безопасности осужденного. Например, изоляция лица, от которого исходит угроза, привлечение его к уголов­ной или дисциплинарной ответственности.
В ст. 14 УИК РФ закреплено право осужденных на сво­боду совести и свободу вероисповедания. В отношении нака­заний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, реализация этого общегражданского права каких-либо осо­бенностей не имеет. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужден­ных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужден­ным разрешается совершение религиозных обрядов, поль­зование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выде­ляет соответствующее помещение. По состоянию на 1 июля 2009 г. при исправительных и воспитательных колониях действуют 464 храма, 695 молитвенных комнат.
Кроме того, тяжелобольным осужденным, а также осуж­денным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе должна быть обеспечена возможность совер­шить все необходимые религиозные обряды с приглашени­ем священнослужителей.
Применительно к конкретному виду уголовного наказа­ния основные права осужденных раскрываются в нормах Особенной части УИК РФ. В частности, право осужденных на охрану здоровья — в ст. 52, 72, 101, 170, право на соци­альное обеспечение — в нормах ст. 98 УИК РФ и др.
Порядок осуществления прав осужденных устанавлива­ется УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Так, общий порядок реализации права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами определен ст. 15 УИК РФ, согласно которой предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются ад­министрацией учреждений и органов, исполняющих на­казания. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в вы­шестоящие органы управления учреждениями и органа­ми, исполняющими наказания, суд. органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного са­моуправления, общественные объединения, а также в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Эти обращения цензуре не под­лежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности. Осужденные к иным видам наказаний направляют предло­жения, заявления и жалобы самостоятельно.
Предложения, заявления и жалобы осужденных по по­воду решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством сроки и довести принятые решения до сведения осужденных. При рассмотрении заявлений, предложений и жалоб осужден­ных государственные органы и должностные лица руко­водствуются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Уголовно-исполнительное законодательство закрепляет принципиальное положение, определяющее, что при осущест­влении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 УИК РФ).
Специальные права осужденных и порядок их реализа­ции закреплены в нормах Особенной части УИК РФ и в нормативных правовых актах, принятых в его развитие. Так, в соответствии со ст. 92 УИК РФ осужденным к ли­шению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Порядок его осуществления определен в гл. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учрежде­ний. Телефонный разговор предоставляется по письменно­му заявлению осужденного, в котором указывается адрес, номер телефона абонента и продолжительность разговора, не превышающая 15 минут. Телефонные разговоры оплачи­ваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Телефонные разговоры могут контролироваться администрацией.
Реализация права на телефонные разговоры осущест­вляется, как правило, в нерабочее время в специально обо­рудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях учреждений, оснащенных абонент­скими устройствами с технической возможностью обеспе­чения контроля проводимых переговоров.
По прибытии в исправительное учреждение, а также при наличии исключительных личных обстоятельств админи­страция исправительного учреждения предоставляет осуж­денному возможность телефонного разговора но его прось­бе. В исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения осужденному может быть разрешен телефонный разговор с родственником, отбыва­ющим наказание в виде лишения свободы.








Комментариев нет:

Отправить комментарий