суббота, 6 декабря 2014 г.

ГЛАВА 6. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ



  1. Классификация  уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих.

Установив новую систему наказаний, УК РФ предопре­делил тем самым виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В ст. 16 УИК РФ нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

Исполнение штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 72 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об ис­полнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей ФССП России. На суды, вынес­шие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Арестные дома должны были исполнять наказание в виде ареста, но на сегодняшний день этот вид наказания так и не был введён в действие, а арестные дома не построены.
В настоящее время большинство уголовных наказа­ний исполняют учреждения УИС. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как ограни­чение свободы, исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, а также осуществля­ющие контроль за поведением условно осужденных, осуж­денных, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания; исправительные учреждения исполняют уго­ловные наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.
По состоянию на 1 августа 2009 г. в состав уголовно-исполнительной системы России входят: 758 исправительных колоний; 225 следственных изоляторов; 164 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов; 7 тюрем; 62 воспитательных колоний для несовершеннолетних; 57 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом; 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией; 2445 уголовно-исполнительных инспекций, контролирующих условно-осуждённых лиц и лиц, имеющих наказания, не связанные с лишением свободы.
На данный момент в состав УФСИН России по Республике Дагестан входит 9 учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и обеспечивающих содержание под стражей лиц, в отношении которых избрана соответствующая мера пресечения. Это 3 исправительных учреждения ИК-2 - строгий режим (г. Махачкала, п. Шамхал), ИК-7 - общий режим (г. Махачкала, п. Тюбе), ИК-8 - женская (г.Кизилюрт); лечебно-исправительное учреждение ЛИУ-4 (г.Махачкала); воспитательная колония (г. Кизилюрт). В структуре Кизилюртовской ВК функционирует учреждение для содержания несовершеннолетних обоих полов. Есть еще колония-поселение КП-9 (г. Кизилюрт) и 3 следственных изолятора: СИЗО-1 (г. Махачкала), СИЗО-2 (г. Дербент) СИЗО-3 (г. Хасавюрт).
Кроме этого, функционируют две межрайонные уголовно-исполнительные инспекции, охватывающие все районы республики, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией от общества. Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций Дагестана проходят более 9 тысяч человек.
Судебные приставы-исполнители Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Положением о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316, Федеральным законом «О судебных приставах» от 21.07.97 (в ред. ФЗ-№196 от 11.07.2011), Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 и др.
Так, ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» устанавливает обязанности и права судебных приставов-исполнителей. В процессе ис­полнения уголовного наказания в виде штрафа судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при соверше­нии исполнительных действии необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них осужденных и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов и т.д.
Уголовно-исполнительные инспекции являются учреж­дениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Инспекции в своей деятельности руководствуются Консти­туцией РФ, федеральными законами, указами и распоряже­ниями Президента РФ, постановлениями и распоряжения­ми Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами.
Так, к числу нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительных инспекций, относятся:
1)                 постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности»;
2)                 приказ МЮ РФ от 12.04.2005 № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоля­ции от общества»;
3)                 приказ МЮ РФ от 11.10.2010 №258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»;
Основными задачами уголовно-исполнительных ин­спекций являются: а) исполнение наказаний в виде обя­зательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ и ограничения свободы;
 б) контроль за поведением условно осужденных, а также осужденных, которым судом предоставлена отсрочка исполнения наказания;
 в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в ин­спекциях.
К исправительным учреждениям, реализующим ли­шение свободы на определенный срок, относятся: колонии-поселения; исправительные колонии общего, строгого, осо­бого режима; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения; лечебно-профилактические учреждения; специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохра­нительных органов; следственные изоляторы — в отноше­нии осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осуж­денных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы.
Наказание в виде смертной казни исполняется учрежде­ниями УИС.
Учреждениями и органами, исполняющими уголовные на­казания в отношении военнослужащих, являются: дисципли­нарные воинские части — для исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части; гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт — ареста; командование воинских частей — ограничения по военной службе.
Перечисленные учреждения представляют собой, как правило, специальные государственные структуры, для ко­торых исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное законодательство четко регламентирует их деятельность и полномочия при исполнении отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч. 2 и 3 ст. 16 УИК предусматривают существование иных учреждений и органов, непосредственно реализу­ющих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинско­го или почетного звания, классного чина и государствен­ных наград. К ним относятся администрация организации, в которой работает осужденный, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на заня­тие соответствующими видами деятельности, а также долж­ностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.

  1. Уголовно-исполнительная система и ее персонал.

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом об учрежде­ниях, исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что УИС включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территори­альные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (фе­деральный орган УИС). Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения дея­тельности УИС, научно-исследовательские, проектные, ле­чебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утверж­ден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систе­му».
Виды учреждений, исполняющих наказания, определя­ются УИК РФ (ст. ст.16, 74). Учреждения, исполняющие на­казания, являются юридическими лицами. Решения об их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъ­ектов РФ.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обе­спечивать исполнение уголовно-исполнительного законо­дательства РФ; 2) создавать условия для обеспечения пра­вопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятель­ность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции ока­зывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержа­ния подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стра­жу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Законом о содержании под стражей.
Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руковод­ство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и поль­зуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС име­ют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Федеральный орган УИС — ФСИН России, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функ­ции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержа­нию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлении, и подсудимых, находящихся подстрижен, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Положение о ФСИН России и предельная численность работников ее центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федераль­ной службы исполнения наказаний».
Основными задачами ФСИН России являются: 1) ис­полнение в соответствии с законодательством РФ уголов­ных наказании, содержание иод стражей лиц, подозрева­емых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; 2) контроль за поведением условно осужден­ных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспече­ние безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, со­держащихся под стражей, а также работников УИС, долж­ностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 5) охрана и кон­воирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирова­ние граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; 6) охрана психиатри­ческих больниц (стационаров) специализированного типа, обеспечение безопасности находящихся на их территори­ях лиц, сопровождение и охрана лип, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стацио­нарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи; 7) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нор­мам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 8) организация дея­тельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 9) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреж­дениями.
Персонал — личный состав учреждения, предприятия пли часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Отечественный законодатель в ч. 3 ст. 24 Закона об учреждениях, исполня­ющих уголовные наказания, причислил к персоналу УИС работников, состоящих в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государствен­ных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов. Из смысла ч. 1 дан­ной статьи следует, что понятие персонала охватывает две категории работников: сотрудников, имеющих специальные звания и замещающих должности начальствующего состава, а также рабочих и служащих исправительных учреждений. Указанные категории персонала имеют различное правовое положение, решают отличные по характеру и значимости задачи и функции.
Организация деятельности рабочих и служащих, их тру­довые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учрежде­ний, исполняющих наказания. В учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, специалисты, рабочие и служащие заняты на вспомогательных, обеспечивающих должностях.
Правовой статус сотрудников, порядок и условия про­хождения ими службы в настоящее время регламентируются Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказа­ния и иными нормативными правовыми актами РФ. В со­ответствии с действующим законодательством сотрудники учреждений осуществляют государственно-управленческие функции по обеспечению общественной безопасности, за­конности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом они выполняют свои обязанности и пользуют­ся правами в пределах своей компетенции, определяемой замещаемой должностью. Тем самым сотрудники являются федеральными государственными служащими, осуществля­ющими профессиональную деятельность по реализации такой специфической правоохранительной функции госу­дарства, как исполнение уголовных наказаний. Кроме того, являясь представителями власти, сотрудники наделены широкими властными полномочиями по борьбе с преступно­стью, пресечению противоправных действий, применению принудительных мер как в отношении осужденных, так и других граждан (ст. 26 названного Закона). Например, ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает ответственность граждан за неповиновение законному распоряжению сотрудника ор­ганов УИС.

  1. Понятие и виды контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные нака­зания — это целенаправленная организующая системная деятельность уполномоченных органов международного сообщества, государства и институтов гражданского обще­ства по установлению соответствия исполнения уголовных наказаний нормативно-правовым стандартам и корректи­рование выявленных отклонений при помощи правовых средств.
В зависимости от субъектов контроля различаются меж­дународный, государственный и общественный контроль.
Международный контроль предусмотрен международ­ными правовыми актами о правах человека, в первую оче­редь Международным пактом о гражданских и политиче­ских правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвен­цией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бес­человечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из закрепленных в этих доку­ментах положений, контрольными органами соответствен­но являются Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский Суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток.
Выделяют четыре формы международ­ного контроля; периодическое представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе при исполнении уголовных наказаний; сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Фе­дерации прав осужденных, применении к ним пыток, дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения пли взыскания; индивидуальные жалобы осужденных и лиц, отбывших уголовное наказание, на на­рушение их гражданских и политических прав во время от­бывания наказания; посещение членами Европейского ко­митета по предупреждению пыток мест лишения свободы.
Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, включает в себя несколько видов: президентский контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями; парламентский контроль — Федеральным Собранием РФ и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы; контроль Правитель­ства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Мин юс та России, ФСИН России и территориальных орга­нов УИС); судебный контроль — судами общей юрисдикции, арбитражными судами; правозащитный контроль — Упол­номоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ; прокурорский надзор — органами прокуратуры РФ; финан­совый контроль — Счетной палатой РФ, Минфином России и подведомственными ему федеральными службами.
Контрольный статус Президента РФ является ча­стью его общего конституционно-правового статуса, ко­торый определен ст. 80—93 гл. 4 Конституции РФ. Его конституционно-правовая сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как: глава государства; гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; верховный главнокомандующий; субъект законодательного процесса. В связи с этим Пре­зидент РФ осуществляет контроль за деятельностью пер­сонала УИС посредством рассмотрения жалоб и заявлений осужденных, ходатайств об их помиловании.
В большей мере контрольные полномочия в части осу­ществления контроля за деятельностью персонала учреж­дений и органов, исполняющих наказания, предопределены той ролью, которую Президент РФ играет в сфере органи­зации и функционирования этих органов исполнительной власти. Общая контрольная компетенция здесь основана на конституционных нормах, закрепляющих исключительные правомочия Президента РФ (п. «а» — «в», «д» ст. 83, ч. 3 ст. 115 и др.). Одним из важнейших полномочий Президента РФ является его участие в формировании системы ис­полнительной власти.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 определил новую структуру федеральных органов исполнительной власти и закрепил статус ФСИН России как федерально­го органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Президент РФ. Данное правомочие главы государства основано на предписании ст. 32 Федераль­ного конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» о том, что Президент РФ руководит и контролирует деятельность отдельных федеральных органов исполнительной власти. Реализуя эту функцию, Президент РФ своим Указом от 13.10.2004 № 1314 установил структуру, предельную чис­ленность центрального аппарата ФСИН России и фонд оплаты труда, утвердил Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.
Анализ положений Указа позволяет выделить ряд полномочий Президента РФ, связанных с осуществлени­ем контроля за деятельностью персонала ФСИН России. В частности, Президент РФ: назначает на должность и освобождает от должности директора (п. 9) и заместителей директора Федеральной службы (п. 10); устанавливает ко­личество заместителей директора (п. 10), перечень должно­стей высшего начальствующего состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий (п. II)1; назначает на должности высшего начальствующего
Контроль высшего законодательного органа страны — Федерального Собрания РФ за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, основан на принципе разделения властей, согласно которому важней­шей функцией парламента является контроль за исполни­тельной властью. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», Федеральном законе от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Фе­дерации и статусе депутата Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации», Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации предусмотрены различные формы контроля. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, его организационно-правовые формы можно условно подразделить на парламентские (инициируются большинством представителей палаты) и индивидуальные, связанные с деятельностью отдельных чле­нов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
То обстоятельство, что ФСИН России находится в веде­нии Президента РФ, не означает исключения ее из юрис­дикции Правительства РФ. Это обусловлено возложением на Правительство задач в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, ст. 19 Федерального конституци­онного закона «О Правительстве Российской Федерации»), которые могут осуществляться Правительством РФ через правоохранительные органы, в частности ФСИН России.
Правительство РФ, обладая общей контрольной ком­петенцией, своим предметом контроля имеет исполнение федеральными органами исполнительной власти Консти­туции РФ, федеральных законов, международных догово­ров РФ, актов Президента РФ. Особое место в контроле занимают стандарты деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, установленные Прави­тельством РФ в пределах своих полномочий. В первую оче­редь, это связано с кадровым и материально-техническим обеспечением функционирования учреждений и органов УИС. Правительство определяет и контролирует: создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; численность должностей в УИС, подлежащих замещению лицами начальствующего состава, и федеральными государственными гражданскими служащими; перечень предприятий и учреждений, созданных для обе­спечения деятельности УИС; нормы обеспечения сотруд­ников УИС оружием и специальными средствами; порядок принятия на вооружение УИС образцов специальной тех­ники и специальных средств. Кроме того, контролируется соблюдение персоналом учреждений, исполняющих нака­зания, правительственных постановлений по обеспечению социально-экономических прав осужденных.
Сущностная характеристика судебного контроля, данная в ст. 20 УИК РФ, раскрывает лишь часть форм, использу­емых судами при осуществлении контрольной деятель­ности. Согласно ч. 1 данной статьи суд контролирует ис­полнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответ­ствии со ст. 397 (за исключением случаев, указанных в п. 1 и 18) и 398 УПК РФ. В механизме судебного контроля за деятельностью персонала учреждении и органов, исполня­ющих уголовные наказания, участвуют как суды, постано­вившие приговор, так и суды, расположенные по месту ис­полнения уголовного наказания (ст. 396 УПК РФ).
Первые из них осуществляют контроль посредством получения уведомлений от учреждений и органов, исполня­ющих наказания. В соответствии с ч. 6 ст. 393 УПК РФ учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, должны извещать суд, постановивший приго­вор, о месте отбывания наказания осужденным. Кроме того, суды, постановившие приговор, осуществляют контроль при отсрочке исполнения приговора в случаях, указанных в ст. 398 УПК РФ.
Суды, расположенные по месту отбывания осужденным уголовного наказания, реализуют контрольные полномочия при рассмотрении вопросов об условно-досрочном осво­бождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об осво­бождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания, а также об изменении вида исправительного учреждения (ст. 397 УПК РФ).
Особое место в судебном контроле занимает рассмотрение жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов (ч. 2 ст. 20 УИК). Если ранее оно до­пускалось только в специальных случаях, предусмотренных законом, то теперь производится по общим правилам в со­ответствии с законодательством РФ. Основания и поря­док рассмотрения подобных жалоб предусмотрен нормами гл. 25 ГПК РФ, регламентирующими производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных слу­жащих.
Другие формы судебного контроля закреплены в про­цессуальном законодательстве. Они касаются контроля деятельности персонала учреждений и органов, исполня­ющих наказания, при рассмотрении уголовных, граждан­ских, арбитражных и административных дел.
Статья 21 УИК РФ содержит общие положения об осу­ществлении ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В связи с проводимой в стране административной реформой органи­зация контрольной деятельности со стороны вышестоящих органов и должностных лиц несколько изменилась.
Минюст России в соответствии с Положением о Мини­стерстве юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб, в том числе ФСИН России. Тем самым Минюст России является органом ведомственного контроля, полномочия которого установлены Указом Пре­зидента РФ от 09.03.2004 № 314.
Наибольший объем контрольных полномочий за дея­тельностью персонала учреждений и органов, исполня­ющих уголовные наказания, сосредоточен в ФСИН России. Это полностью оправданно, так как именно руководство Федеральной службы исполнения наказаний и ее терри­ториальных органов несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России задач и функций. Закономерно, что уровень их практической реа­лизации напрямую зависит от масштабов и глубины конт­рольного воздействия центрального и территориальных аппаратов ФСИН России на персонал подчиненных учреж­дений. В данном случае речь идет о внутриведомственном контроле, который осуществляет Федеральная служба ис­полнения наказаний и ее территориальные органы (Глав­ные управления (Управления) Федеральной службы ис­полнения наказаний по субъектам Российской Федерации). В предмет внутриведомственного контроля, в отличие от предметного содержания контрольной деятельности других государственных органов, входят все направления функци­онирования персонала по реализации задач, поставленных перед учреждениями и органами, исполняющими наказа­ния, в Положении о Федеральной службе исполнения на­казаний.
Систему внутриведомственного контроля возглавляет директор ФСИН России, осуществляющий линейный конт­роль, и его заместители, в компетенцию которых входит контроль в соответствии с распределением обязанностей по руководству (функциональный контроль). На региональном уровне аналогичные функции осуществляют начальники Главных управлений (управлений) и их заместители.
Федеральная служба исполнения наказаний имеет 17 управлений, которые исполняют свои полномочия по основным направлениям службы. Директору службы разрешено иметь шесть заместителей, в том числе одного первого заместителя. Директор назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители директора также назначаются на должность и освобождаются от неё Президентом Российской Федерации. Центральный аппарат службы ограничен максимальной численностью работников в 655 человек (в расчёт не берётся персонал по охране и обслуживанию зданий).
Внутриведомственный контроль осуществляется в иерар­хическом порядке и присущ всем должностным лицам цен­трального и территориальных аппаратов ФСИН России, поскольку является органической частью их служебной деятельности. Он проводится в отношении персонала под­чиненных органов и учреждений в рамках компетенции соответствующих управлений, отделов, служб. Так, контроль за обеспечением правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала пенитенциарной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений, осуществляется сотрудниками управле­ния охраны, оперативного управления, управления безопасности и т.д.
Прокурорский надзор за соблюдением законов персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии со ст. 22 УИК РФ и Федераль­ным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора РФ от 05.08.2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержа­нии подозреваемых и обвиняемых в следственных изоля­торах».
Предметом надзора согласно ст. 32 Федерального за­кона «О прокуратуре Российской Федерации» являются:
1) законность нахождения лиц в местах содержания задер­жанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осуж­денных п лиц, подвергнутых мерам принудительного харак­тера, порядка и условий их содержания; 3) законность ис­полнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Для осуществления надзора за законностью деятельно­сти персонала учреждений и органов, исполняющих нака­зания, в структуре органов прокуратуры созданы и функ­ционируют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые имеют статус районных прокуратур. Их возглав­ляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в ис­правительных учреждениях, подчиненные прокурору субъ­екта РФ.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции про­куроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов РФ возложен надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов ФСИН России. Надзор за исполнением законов центральным ап­паратом ФСИН России осуществляет Управление по над­зору за законностью исполнения уголовных наказаний Ге­неральной прокуратуры РФ.
В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расши­рение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказании. Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ наделил правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказа­ния, и, соответственно, контроля, Уполномоченного по пра­вам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Это позволило при­вести предписания УИК РФ в соответствие с Федераль­ным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на нарушения прав че­ловека, поступившие от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе находящихся в учреждениях и органах, исполняющих на­казания.
Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, нахо­дящимися в местах принудительного содержания, не под­лежат просмотру администрацией этих мест и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) при­нять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственно­му органу, органу местного самоуправления или должност­ному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рас­смотрению.
О принятом решении Уполномоченный в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государ­ственный орган, орган местного самоуправления или долж­ностное лицо, решения или действия (бездействие) кото­рых обжалуются.
При проведении проверки по жалобам о нарушении прав и свобод осужденных Уполномоченный по правам че­ловека в Российской Федерации вправе беспрепятственно посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, запрашивать и получать от государственных органов и у должностных лиц сведения, документы и материалы, необ­ходимые для рассмотрения жалобы, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рас­смотрения жалобы. Уполномоченный вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государ­ственными органами, должностными лицами и государ­ственными служащими проверку деятельности учреждений и органов УИС и их должностных лиц.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный поль­зуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами ФСИН России и ее под­разделений.
Общественный контроль — это контроль институтов гражданского общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Он преду­смотрен ст. 23 УИК РФ. Анализ действующего законода­тельства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъ­ектам общественного контроля можно отнести обществен­ные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориаль­ных органах УИС, комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, органы местного самоуправле­ния, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан. Особенностью контрольной деятельности этих субъектов контроля являет­ся то, что только некоторые из них имеют определенный в законе контрольный статус. Так, правом контроля во время посещений учреждений, исполняющих наказания, согласно ст. 38 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные на­казания, обладают главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий и члены обществен­ных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством РФ. Правовой основой деятельности общественных наблюдательных комиссий является Феде­ральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах прину­дительного содержания и о содействии лицам, находящим­ся в местах принудительного содержания». В субъекте РФ образуется одна общественная наблюдательная комиссия (численностью от 5 до 20 человек), которая осуществляет свою деятельность на постоянной основе в пределах тер­ритории соответствующего субъекта РФ. По состоянию на 1 июля 2009 г. общественные наблюдательные комиссии сформированы в 61 субъекте РФ.
Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются: 1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах прину­дительного содержания, расположенных на территории субъекта РФ, в котором образована общественная наблю­дательная комиссия; 2) подготовка решений в форме за­ключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; 3) содействие со­трудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государствен­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправле­ния, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта РФ полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
По результатам общественного контроля должностные лица УИС рассматривают направленные в их адрес заключения, предложения и обращения общественной наблюдательной комиссии и информирует ее о результатах рассмотрения в соответствии нормативными правовыми актами РФ.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий