- Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих.
Установив
новую систему наказаний, УК РФ предопределил тем самым виды
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В ст.
16 УИК РФ нашли закрепление не только все виды уголовных
наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.
Исполнение штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 72 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей ФССП России. На суды,
вынесшие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде
лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград. Арестные
дома должны были исполнять наказание в виде
ареста, но на сегодняшний день этот
вид наказания так и не был введён в действие, а арестные дома не построены.
В настоящее время
большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие
виды наказаний, как ограничение свободы, исправительные
и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной
деятельностью, а также
осуществляющие контроль за
поведением условно осужденных, осужденных, которым
предоставлена отсрочка отбывания наказания; исправительные
учреждения исполняют уголовные
наказания в виде лишения свободы на
определенный срок и пожизненного лишения свободы.
По состоянию на 1
августа 2009 г.
в состав уголовно-исполнительной системы России входят: 758 исправительных
колоний; 225 следственных изоляторов; 164 помещений, функционирующих в режиме
следственных изоляторов; 7 тюрем; 62 воспитательных колоний для
несовершеннолетних; 57 лечебных исправительных учреждений для больных
туберкулезом; 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией;
2445 уголовно-исполнительных инспекций, контролирующих условно-осуждённых лиц и
лиц, имеющих наказания, не связанные с лишением свободы.
На
данный момент в состав УФСИН России по Республике Дагестан входит 9 учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы и обеспечивающих содержание под
стражей лиц, в отношении которых избрана соответствующая мера пресечения. Это 3
исправительных учреждения ИК-2 - строгий режим (г. Махачкала, п. Шамхал), ИК-7
- общий режим (г. Махачкала, п. Тюбе), ИК-8 - женская (г.Кизилюрт);
лечебно-исправительное учреждение ЛИУ-4 (г.Махачкала); воспитательная колония
(г. Кизилюрт). В структуре Кизилюртовской ВК функционирует учреждение для
содержания несовершеннолетних обоих полов. Есть еще колония-поселение КП-9 (г.
Кизилюрт) и 3 следственных изолятора: СИЗО-1 (г. Махачкала), СИЗО-2 (г.
Дербент) СИЗО-3 (г. Хасавюрт).
Кроме этого,
функционируют две межрайонные уголовно-исполнительные инспекции, охватывающие
все районы республики, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией от
общества. Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций Дагестана
проходят более 9 тысяч человек.
Судебные
приставы-исполнители Федеральной службы судебных приставов (ФССП
России) в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Положением о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316, Федеральным
законом «О судебных приставах» от 21.07.97 (в ред. ФЗ-№196 от 11.07.2011), Федеральным законом «Об
исполнительном производстве» от 02.10.2007 и др.
Так,
ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»
устанавливает обязанности и права судебных
приставов-исполнителей. В процессе исполнения уголовного наказания в
виде штрафа судебный пристав-исполнитель
имеет право: получать при совершении
исполнительных действии необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на
работающих у них осужденных и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов и т.д.
Уголовно-исполнительные инспекции являются
учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные
наказания в отношении лиц, осужденных
без изоляции от общества. Инспекции в
своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами.
Так, к числу нормативных правовых актов, регламентирующих
деятельность уголовно-исполнительных инспекций, относятся:
1)
постановление Правительства РФ от
16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности»;
2)
приказ МЮ РФ от 12.04.2005 № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»;
3)
приказ МЮ РФ от 11.10.2010 №258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения
наказания в виде ограничения свободы»;
Основными задачами уголовно-исполнительных инспекций
являются: а) исполнение наказаний в виде обязательных
работ, лишения права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ и ограничения
свободы;
б) контроль за
поведением условно осужденных, а также осужденных, которым судом предоставлена отсрочка исполнения
наказания;
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в
инспекциях.
К исправительным учреждениям, реализующим
лишение свободы на определенный срок, относятся:
колонии-поселения; исправительные колонии общего, строгого, особого
режима; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения;
лечебно-профилактические учреждения;
специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов; следственные изоляторы — в
отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и
осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных
изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных,
отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы.
Наказание в виде смертной
казни исполняется учреждениями УИС.
Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении
военнослужащих, являются: дисциплинарные воинские части — для исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части; гауптвахты для
осужденных военнослужащих или соответствующие отделения
гарнизонных гауптвахт — ареста; командование
воинских
частей — ограничения по
военной службе.
Перечисленные
учреждения представляют собой, как правило,
специальные государственные структуры, для которых исполнение уголовных
наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное
законодательство четко регламентирует их
деятельность и полномочия при исполнении
отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч. 2 и 3 ст. 16 УИК предусматривают существование иных
учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о
лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального,
воинского или почетного звания,
классного чина и государственных
наград. К ним относятся администрация организации, в которой работает
осужденный, и органы, правомочные в соответствии
с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности, а также должностные
лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный
чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.
- Уголовно-исполнительная система и ее персонал.
Впервые в нормативный
оборот термин «уголовно-исполнительная
система» был введен Законом об учреждениях,
исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что УИС включает в себя:
учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
в области исполнения наказаний (федеральный орган УИС). Кроме того, в УИС по
решению Правительства РФ могут входить
следственные изоляторы, предприятия,
специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень
организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000
№ 89 «Об утверждении перечня видов
предприятий, учреждений и
организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».
Виды
учреждений, исполняющих наказания, определяются
УИК РФ (ст. ст.16, 74). Учреждения, исполняющие наказания, являются
юридическими лицами. Решения об их создании
и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов РФ.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства
РФ; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка
и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и
граждан, находящихся на их территориях; 3)
обеспечивать привлечение осужденных к труду,
а также осуществлять их общее и профессиональное образование
и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья
осужденных; 5) осуществлять деятельность
по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания
подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под
стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Законом о содержании
под стражей.
Территориальные органы УИС
(Главные управления (Управления)
Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным
органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями
УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и
пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития
социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных
к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых
организационно-правовых форм,
участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Федеральный орган УИС — ФСИН России,
которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения
уголовных наказаний в отношении
осужденных, функции по содержанию
лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлении, и подсудимых, находящихся подстрижен, их охране и конвоированию, а также функции по
контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом
предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Положение
о ФСИН России и предельная численность работников ее центрального аппарата
утверждены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной
службы исполнения наказаний».
Основными
задачами ФСИН России являются: 1) исполнение в соответствии с
законодательством РФ уголовных наказании, содержание иод стражей
лиц, подозреваемых
либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3) обеспечение охраны прав,
свобод и законных интересов
осужденных и лиц, содержащихся под
стражей; 4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в
виде лишения свободы, и в следственных
изоляторах, обеспечение
безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС,
должностных лиц и граждан,
находящихся на территориях этих учреждений
и следственных изоляторов; 5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования,
конвоирование граждан Российской
Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и
лиц без гражданства в случае их
экстрадиции; 6) охрана психиатрических
больниц (стационаров) специализированного типа, обеспечение безопасности
находящихся на их территориях лиц,
сопровождение и охрана лип, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные
больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания
медицинской помощи; 7) создание
осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания,
соответствующих нормам
международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 8) организация деятельности по
оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 9) управление
территориальными органами ФСИН России и
непосредственно подчиненными учреждениями.
Персонал
— личный состав учреждения, предприятия пли
часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным
или иным признакам. Отечественный законодатель в ч. 3 ст. 24
Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, причислил к
персоналу УИС работников, состоящих в штатах учреждений, исполняющих наказания,
объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной
деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий
уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов. Из смысла ч. 1 данной статьи следует, что понятие персонала охватывает две категории работников: сотрудников,
имеющих специальные звания и замещающих должности
начальствующего состава, а также рабочих и служащих исправительных
учреждений. Указанные категории персонала
имеют различное правовое положение, решают отличные по характеру и
значимости задачи и функции.
Организация
деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются
законодательством РФ о
труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания. В
учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания, специалисты, рабочие и служащие заняты на вспомогательных, обеспечивающих должностях.
Правовой статус сотрудников, порядок
и условия прохождения ими службы в настоящее время регламентируются Законом
об учреждениях, исполняющих уголовные наказания и иными
нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с действующим
законодательством сотрудники учреждений осуществляют
государственно-управленческие функции по обеспечению общественной
безопасности, законности
и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения
уголовных наказаний. При этом они выполняют свои обязанности и пользуются
правами в пределах своей компетенции, определяемой замещаемой должностью. Тем самым сотрудники являются федеральными государственными служащими,
осуществляющими профессиональную деятельность по реализации такой специфической правоохранительной функции
государства, как исполнение
уголовных наказаний. Кроме того, являясь
представителями власти, сотрудники наделены широкими властными полномочиями по борьбе с преступностью, пресечению
противоправных действий, применению принудительных мер как в отношении
осужденных, так и других граждан (ст. 26 названного Закона). Например, ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает ответственность
граждан за неповиновение законному
распоряжению сотрудника органов УИС.
- Понятие и виды контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Контроль за деятельностью персонала учреждений
и органов, исполняющих уголовные наказания
— это целенаправленная организующая системная деятельность
уполномоченных органов международного сообщества,
государства и институтов гражданского общества по установлению соответствия исполнения уголовных наказаний нормативно-правовым стандартам и
корректирование выявленных отклонений при помощи правовых средств.
В
зависимости от субъектов контроля различаются международный,
государственный и общественный контроль.
Международный контроль предусмотрен
международными правовыми актами о правах человека, в первую очередь
Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против
пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 г.),
Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской
конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего
достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из
закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются Комитет по
правам человека ООН, Комитет ООН против
пыток, Европейский Суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток.
Выделяют
четыре формы международного контроля; периодическое
представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе при исполнении
уголовных наказаний; сообщения иностранных
государств о нарушениях в Российской Федерации прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения пли
взыскания; индивидуальные жалобы осужденных
и лиц, отбывших уголовное наказание, на нарушение их гражданских и политических прав во время отбывания наказания; посещение членами Европейского
комитета по предупреждению пыток
мест лишения свободы.
Государственный контроль за
деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания,
включает в себя несколько видов: президентский
контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями; парламентский контроль — Федеральным
Собранием РФ и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами
Государственной Думы; контроль
Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Мин
юс та России, ФСИН России и территориальных органов УИС); судебный контроль — судами общей
юрисдикции, арбитражными судами; правозащитный контроль — Уполномоченным по
правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах
РФ; прокурорский надзор — органами прокуратуры РФ; финансовый контроль — Счетной палатой РФ, Минфином России и
подведомственными ему федеральными службами.
Контрольный
статус Президента РФ является частью его
общего конституционно-правового статуса, который определен ст. 80—93
гл. 4 Конституции РФ. Его конституционно-правовая
сущность раскрывается через признаки,
которыми Президент РФ характеризуется как: глава государства; гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; верховный
главнокомандующий; субъект
законодательного процесса. В связи с этим Президент РФ осуществляет контроль за деятельностью персонала УИС посредством рассмотрения жалоб и
заявлений осужденных, ходатайств об
их помиловании.
В большей мере контрольные полномочия в части осуществления контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, предопределены той ролью, которую Президент РФ играет в сфере организации и функционирования этих органов исполнительной власти. Общая контрольная компетенция здесь основана на
конституционных нормах, закрепляющих исключительные правомочия Президента РФ (п. «а» — «в», «д» ст. 83, ч. 3 ст. 115 и др.). Одним из важнейших полномочий Президента РФ является его участие в формировании системы исполнительной власти.
Указ
Президента РФ от 09.03.2004 № 314 определил новую структуру федеральных органов
исполнительной власти и закрепил статус
ФСИН России как федерального органа исполнительной власти, руководство
которым осуществляет Президент РФ. Данное правомочие главы государства основано
на предписании ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №
2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» о том, что Президент РФ руководит
и контролирует деятельность отдельных
федеральных органов исполнительной власти. Реализуя эту функцию, Президент
РФ своим Указом от 13.10.2004 № 1314
установил структуру, предельную численность центрального аппарата ФСИН
России и фонд оплаты труда, утвердил
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.
Анализ
положений Указа позволяет выделить ряд полномочий
Президента РФ, связанных с осуществлением контроля за деятельностью
персонала ФСИН России. В частности, Президент РФ: назначает на должность и освобождает от должности директора (п. 9) и
заместителей директора Федеральной службы (п. 10); устанавливает количество заместителей директора (п. 10), перечень
должностей высшего начальствующего
состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий (п. II)1; назначает на должности высшего начальствующего
Контроль
высшего законодательного органа страны
— Федерального
Собрания РФ за деятельностью персонала учреждений
и органов, исполняющих наказания, основан на принципе разделения властей, согласно которому важнейшей функцией парламента является контроль за
исполнительной властью. В Федеральном
конституционном законе «О
Правительстве Российской Федерации», Федеральном законе от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации», Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации предусмотрены различные
формы контроля. В зависимости от субъектов, осуществляющих
контроль, его организационно-правовые формы можно условно подразделить
на парламентские (инициируются
большинством представителей палаты) и индивидуальные, связанные с деятельностью отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
То обстоятельство, что ФСИН России находится в ведении Президента РФ, не означает исключения ее из юрисдикции Правительства РФ. Это обусловлено возложением на Правительство задач в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (п. «е» ч. 1
ст. 114 Конституции РФ, ст. 19 Федерального
конституционного закона «О Правительстве
Российской Федерации»), которые могут осуществляться
Правительством РФ через правоохранительные органы, в
частности ФСИН России.
Правительство РФ, обладая общей контрольной компетенцией, своим предметом контроля имеет исполнение федеральными органами исполнительной власти Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров
РФ, актов Президента РФ. Особое место в контроле занимают стандарты деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, установленные
Правительством РФ в пределах своих
полномочий. В первую очередь, это
связано с кадровым и материально-техническим обеспечением
функционирования учреждений и органов УИС.
Правительство определяет и контролирует: создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений,
исполняющих наказания; численность
должностей в УИС, подлежащих замещению лицами начальствующего состава, и
федеральными государственными гражданскими служащими; перечень
предприятий и учреждений, созданных для обеспечения деятельности УИС;
нормы обеспечения сотрудников УИС оружием и специальными средствами; порядок принятия
на вооружение УИС образцов специальной техники и специальных
средств. Кроме того, контролируется соблюдение персоналом
учреждений, исполняющих наказания, правительственных постановлений
по обеспечению социально-экономических прав осужденных.
Сущностная
характеристика судебного контроля, данная
в ст. 20 УИК РФ, раскрывает лишь часть форм, используемых судами при
осуществлении контрольной деятельности.
Согласно ч. 1 данной статьи суд контролирует исполнение наказаний при решении
вопросов, подлежащих рассмотрению
судом при исполнении приговора в соответствии со ст. 397 (за исключением случаев, указанных в п. 1 и 18)
и 398 УПК РФ. В механизме судебного контроля за деятельностью персонала учреждении и органов, исполняющих уголовные
наказания, участвуют как суды, постановившие
приговор, так и суды, расположенные по месту исполнения уголовного наказания (ст. 396 УПК РФ).
Первые из них
осуществляют контроль посредством получения
уведомлений от учреждений и органов, исполняющих наказания. В
соответствии с ч. 6 ст. 393 УПК РФ учреждение
или орган, на которые возложено исполнение наказания, должны извещать
суд, постановивший приговор, о месте
отбывания наказания осужденным. Кроме того, суды, постановившие
приговор, осуществляют контроль при
отсрочке исполнения приговора в случаях, указанных в ст. 398 УПК РФ.
Суды, расположенные по месту отбывания осужденным уголовного наказания, реализуют контрольные полномочия при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении
от отбывания наказания, о замене неотбытой части
наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания, а также об
изменении вида исправительного учреждения (ст. 397 УПК РФ).
Особое место в судебном контроле занимает рассмотрение жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов (ч. 2 ст. 20 УИК). Если ранее оно допускалось
только в специальных случаях, предусмотренных законом,
то теперь производится по общим правилам в соответствии
с законодательством РФ. Основания и порядок
рассмотрения подобных жалоб предусмотрен нормами гл.
25 ГПК РФ, регламентирующими производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Другие формы судебного контроля закреплены в процессуальном
законодательстве. Они касаются контроля деятельности
персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, при рассмотрении
уголовных, гражданских, арбитражных
и административных дел.
Статья 21 УИК РФ содержит общие положения об осуществлении ведомственного
контроля за деятельностью учреждений
и органов, исполняющих наказания. В связи с проводимой
в стране административной реформой организация
контрольной деятельности со стороны вышестоящих органов
и должностных лиц несколько изменилась.
Минюст России в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб, в том числе ФСИН России. Тем самым Минюст
России является органом ведомственного контроля,
полномочия которого установлены Указом Президента
РФ от 09.03.2004 № 314.
Наибольший объем
контрольных полномочий за деятельностью персонала учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания,
сосредоточен в ФСИН России. Это полностью оправданно, так как именно
руководство Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов несет персональную
ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России задач и функций. Закономерно, что уровень их практической
реализации напрямую зависит от масштабов и глубины контрольного
воздействия центрального и территориальных аппаратов
ФСИН России на персонал подчиненных учреждений. В данном случае речь идет о внутриведомственном контроле, который
осуществляет Федеральная служба исполнения
наказаний и ее территориальные органы (Главные управления (Управления)
Федеральной службы исполнения наказаний по
субъектам Российской Федерации). В предмет внутриведомственного
контроля, в отличие от предметного
содержания контрольной деятельности других государственных органов, входят все
направления функционирования
персонала по реализации задач, поставленных перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, в Положении о
Федеральной службе исполнения наказаний.
Систему
внутриведомственного контроля возглавляет директор
ФСИН России, осуществляющий линейный контроль, и его заместители, в
компетенцию которых входит контроль в соответствии
с распределением обязанностей по руководству
(функциональный контроль). На региональном уровне аналогичные функции
осуществляют начальники Главных управлений
(управлений) и их заместители.
Федеральная служба
исполнения наказаний имеет 17 управлений, которые исполняют свои полномочия по
основным направлениям службы. Директору службы разрешено иметь шесть
заместителей, в том числе одного первого заместителя. Директор назначается и
освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители директора также
назначаются на должность и освобождаются от неё Президентом Российской
Федерации. Центральный аппарат службы ограничен максимальной численностью
работников в 655 человек (в расчёт не берётся персонал по охране и обслуживанию
зданий).
Внутриведомственный
контроль осуществляется в иерархическом порядке и присущ
всем должностным лицам центрального и территориальных аппаратов ФСИН России, поскольку
является органической частью их служебной деятельности.
Он проводится в отношении персонала подчиненных органов и учреждений в
рамках компетенции соответствующих
управлений, отделов, служб. Так, контроль за обеспечением правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих
наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала пенитенциарной системы, должностных лиц и
граждан, находящихся на территориях этих учреждений, осуществляется
сотрудниками управления охраны,
оперативного управления, управления безопасности и т.д.
Прокурорский надзор за
соблюдением законов персонала учреждений и органов, исполняющих
наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами
в соответствии со ст. 22 УИК РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»,
приказом Генерального прокурора РФ от
05.08.2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и
содержании подозреваемых и
обвиняемых в следственных изоляторах».
Предметом надзора согласно
ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются:
1)
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного
заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание
и меры принудительного характера, назначаемые судом; 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей
задержанных, заключенных под стражу, осужденных п лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера, порядка и
условий их содержания; 3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Для
осуществления надзора за законностью деятельности персонала учреждений и
органов, исполняющих наказания, в структуре органов прокуратуры
созданы и функционируют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях, которые имеют
статус районных прокуратур. Их возглавляют
прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, подчиненные прокурору субъекта РФ.
В
соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 54 «О
разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним
военных и других специализированных
прокуратур» на прокуроров субъектов РФ возложен надзор за исполнением
законов должностными лицами территориальных органов ФСИН России. Надзор за исполнением законов центральным
аппаратом ФСИН России осуществляет
Управление по надзору за
законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ.
В
последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в
сфере исполнения уголовных наказании. Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ наделил правом
беспрепятственного посещения
учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и
уполномоченных по правам человека в
субъектах РФ. Это позволило привести предписания УИК РФ в соответствие
с Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации».
Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации
рассматривает жалобы на нарушения прав человека, поступившие от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и
лиц без гражданства, в том числе находящихся
в учреждениях и органах, исполняющих наказания.
Жалобы,
адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах
принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией этих мест и в
течение 24 часов направляются
Уполномоченному.
Получив
жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить
заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу
государственному органу, органу
местного самоуправления или должностному
лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении
Уполномоченный в 10-дневный срок уведомляет
заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный
информирует также государственный орган,
орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или
действия (бездействие) которых обжалуются.
При проведении проверки
по жалобам о нарушении прав и свобод осужденных
Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации вправе беспрепятственно посещать учреждения и органы,
исполняющие наказания, запрашивать и получать от государственных органов
и у должностных лиц сведения, документы и
материалы, необходимые для
рассмотрения жалобы, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по
вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Уполномоченный
вправе проводить самостоятельно или
совместно с компетентными государственными органами, должностными
лицами и государственными служащими
проверку деятельности учреждений и
органов УИС и их должностных лиц.
По
вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом
безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами ФСИН России и ее подразделений.
Общественный контроль — это контроль
институтов гражданского
общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные
наказания. Он предусмотрен ст. 23 УИК РФ.
Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики
в сфере исполнения уголовных наказаний
показывает, что к субъектам общественного
контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату
РФ, общественные советы при ФСИН
России и территориальных органах УИС, комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, органы местного
самоуправления, общественные и
религиозные объединения, средства массовой
информации, отдельных граждан. Особенностью контрольной деятельности этих субъектов контроля является то, что только некоторые из них имеют
определенный в законе контрольный
статус. Так, правом контроля во время посещений
учреждений, исполняющих наказания, согласно ст. 38 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные
наказания,
обладают главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих
территорий и члены общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством РФ.
Правовой основой деятельности общественных наблюдательных комиссий является Федеральный закон от 10.06.2008 №
76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о
содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В субъекте РФ образуется одна общественная
наблюдательная комиссия (численностью от 5 до 20 человек), которая осуществляет свою деятельность на
постоянной основе в пределах территории
соответствующего субъекта РФ. По состоянию на
1 июля 2009 г.
общественные наблюдательные комиссии сформированы
в 61 субъекте РФ.
Основными
задачами общественной наблюдательной комиссии являются: 1) осуществление
общественного контроля за обеспечением прав
человека в местах принудительного содержания, расположенных на
территории субъекта РФ, в котором образована
общественная наблюдательная
комиссия; 2) подготовка решений в форме заключений, предложений и
обращений по результатам осуществления
общественного контроля; 3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест
принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах
территории субъекта РФ полномочия по
обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся
в местах принудительного содержания.
По результатам общественного контроля должностные лица УИС
рассматривают направленные в их адрес заключения, предложения и обращения
общественной наблюдательной комиссии и информирует ее о результатах
рассмотрения в соответствии нормативными правовыми актами РФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий