- Понятие уголовно-исполнительной политики в
области исполнения уголовных наказаний.
Одно из направлений государственной политики –
политика в сфере борьбы с преступностью. Данная политика в указанной сфере
многоплановая, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения
преступности, уголовную политику и уголовно-исполнительную политику. При
достаточной стабильности стратегии политики в сфере исполнения наказания, она
может меняться в связи с коренными изменениями в экономике, политике,
идеологии.
Уголовно-исполнительная
политика — это
деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового
механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказании и
применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Субъектами формирования и развития политики в
сфере исполнения наказания являются Президент, Федеральное Собрание и
Правительство РФ. К примеру, Президентом был издан Указ от 28 июля 1998 года «О
передаче уголовно-исполнительной системы МВД в ведение Минюста России». Указом
Президента от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» была образована Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН),
подведомственная Минюсту РФ.
Федеральное
Собрание РФ формирует политику в сфере исполнения уголовных
наказаний посредством принятия уголовных и уголовно-исполнительных
законов. За период с июля 1997 года по июль 2009 года
изменения и дополнения в УИК РФ вносились 38 федеральными законами.
Корректирование норм уголовно-исполнительного законодательства
позволило гуманизировать условия отбывания наказания в виде
лишения свободы, расширить права и законные интересы
осужденных, уточнить механизм их защиты.
Минюст
России в соответствии с Указом Президента РФ от 13 ноября
2004 «Вопросы Министерства юстиции Российской
Федерации» осуществляет функции по выработке и реализацию
государственной политики и нормативно-правовое регулирование в
установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения
уголовных наказаний.
Основными
субъектами реализации уголовно-исполнительной политики являются
государственные органы и учреждения, специально созданные для исполнения уголовных
наказаний. Так, ФСИН России осуществляет эту деятельность
непосредственно или через свои территориальные органы, учреждения,
исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы.
Реализуя
уголовно-исполнительную политику, учреждения и органы,
исполняющие уголовные наказания, осуществляют
свою деятельность во взаимодействии с различными федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и организациями.
Реализация
уголовно-исполнительной политики предполагает приведение
законодательной основы и правоприменительной практики в
соответствие с международными стандартами, а также обязательствами, принятыми
на себя Россией при вступлении в Совет Европы. Так, Федеральным законом от 20 марта
2001 «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с ратификацией конвенции о защите прав человека и основных свобод» были скорректированы положения ряда законодательных актов. В
частности, в соответствие с требованиями Конвенции была приведена норма
УИК РФ (ч. 2 ст. 91), которая закрепила право
на тайну переписки осужденных к лишению свободы с отдельными государственными органами, защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на
законных основаниях.
Наиболее значимым для
формирования новой уголовно-исполнительной политики стало принятие новых
Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, которые определили пути
совершенствования исполнения наказаний. Наглядным примером влияния правового
фактора на уголовно-исполнительную политику
и практику ее реализации можно
считать внесение изменений в ст. 101 УК РФ и в ст. 66 УИК РФ. В результате чего было осуществлено общее
смягчение политики по отношению к
лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, а также к
несовершеннолетним и женщинам; сокращено применение уголовных наказаний,
связанных с изоляцией осужденного от
общества; улучшены условия отбывания
уголовного наказания в виде лишения свободы. Или другой пример, Федеральным законом от 28.12.2004 № 177-ФЗ «О
введении в действие положений
Уголовного кодекса Российской Федерации
и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» было расширено применение уголовных наказаний, не
связанных с изоляцией осужденного от
общества, что подтверждает общую
тенденцию гуманизации уголовно-исполнительной политики.
Влияние
на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает и
экономическое положение общества.
В результате дефолта 1998 года ухудшилось финансирование учреждений и органов, исполняющих
уголовные наказания. Условия
содержания заключенных и арестованных определяются прежде всего материальными,
финансовыми и иными ресурсными возможностями, которыми располагает государство
в тот или иной период своего развития. Так, после дефолта 1998 года, на питание осужденного выделялось из бюджета
менее одного рубля в сутки.[1]
Положение стабилизировалось с
начала 2000 года, но и по настоящее время финансовое положение
уголовно-исполнительной системы имеет ряд серьезных затруднений. Отсутствие должного ресурсного обеспечения не
позволило своевременно ввести
отложенные виды уголовных наказаний
— ограничение свободы, обязательные работы
и арест. Данные виды наказаний были отложены сначала до 2001 года, затем
до 2004 года - обязательные работы, до 2005 года - ограничение свободы и до 2006 года - арест.[2] В настоящее время из них
исполняются обязательные работы и
ограничение свободы (с 2009 года), причем ограничение свободы подверглись
серьезным изменениям. Поэтому в юридической науке существует мнение, что в
ближайшее время арест как вид
уголовного наказания будет исключен из законодательства РФ.
Тенденции развития преступности
оказывают заметное воздействие
на осуществление уголовно-исполнительной политики в целом. В результате роста количества преступлений увеличилось число арестованных в
следственных изоляторах и осужденных,
серьезно осложнилась деятельность
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В местах лишения свободы в связи с ухудшением общей криминогенной обстановки в стране
усилилась противоправная активность
осужденных. В этих условиях целесообразно было бы предположить о повышении
уровня преступности в местах лишения свободы, но уголовная статистика и
некоторые имеющие место обстоятельства
говорят об ином. В этой связи, А.А.Кулакова справедливо обращает внимание на
то, что «гуманизация российского уголовного законодательства способствовала
сокращению количества граждан, лишенных свободы и, как следствие, качественно
ухудшился социально-демографический состав осужденных. В настоящее время
пенитенциарных учреждениях сосредоточены наиболее запущенные в социальном плане
граждане. Преобладают осужденные с устойчивым антиобщественным настроением,
имеющие значительные сроки наказания, ориентированные на деструктивное
поведение, поддержание и насаждение воровских традиций, что, безусловно
отразилось и на общей картине пенитенциарной преступности».[3] Анализ
статистических показателей свидетельствует о том, что уровень зарегистрированной
преступности в местах лишения свободы за последние 20 лет значительно снизился.
В структуре пенитенциарной преступности произошли незначительные изменения,
хотя насильственные посягательства по-прежнему доминируют и служат
катализатором многих других преступлений, совершаемых в исправительных
учреждениях. Пик пенитенциарной преступности пришелся на 1995 год, когда было
зарегистрировано 3581 преступление, что в 3,7 раза выше аналогичного показателя
2009 года – 908 и в 5 раз выше 2002 года – 723.[4]
В целом же положительная динамика к снижению преступлений в местах лишения
свободы наблюдается с 1995 года и по настоящее время, что не соответствует не
только общероссийской, но и мировой тенденции роста преступности. Это
проявление особенности пенитенциарной преступности на современном этапе.
2. Уголовно-исполнительное право как отрасль российского
права. Его предмет, цели, задачи и методы. Связь с другими отраслями
отечественного права.
С принятием в 1996 году
УИК РФ произошло реформирование отрасли законодательства, регулирующей
исполнение уголовных наказаний, из исправительно-трудового права в
уголовно-исполнительное право.
Уголовно-исполнительное
право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные
отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов
уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Уголовно-исполнительное
право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется
собственным предметом и методом правого регулирования.
Предметом
уголовно-исполнительного
права являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу
исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и
иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).
Предмет
уголовно-исполнительного права составляют различные группы общественных
отношений. Это в первую очередь общественные отношения, возникающие между
учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания, и осужденными. С
момента вступления приговора в законную силу и до момента отбытия уголовного
наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, и осужденный
находятся в непосредственном контакте. При этом представитель администрации
выступает как организатор жизнедеятельности, труда, отдыха, быта осужденных, в
чем проявляется его руководящая роль.
В
предмет уголовно-исполнительного права входят общественные отношения,
складывающиеся между органами всех ветвей государственной власти и учреждениями
и органами, исполняющими уголовные наказания, а также осужденными. Формирование
институтов гражданского общества объективно стимулировало включение в предмет
рассматриваемой отрасли права общественных отношений, возникающих между
структурами общества и учреждениями и органами, исполняющими уголовные
наказания, при осуществлении общественного контроля и оказании им содействия,
а также осужденными.
Реализация,
к примеру, таких уголовных наказаний, как обязательные и исправительные работы,
лишение свободы неразрывно связана с привлечением осужденных к общественно
полезному труду. Поэтому предмет уголовно-исполнительного права охватывает и
общественные отношения, возникающие между администрациями предприятий и
организаций, где работают осужденные, и учреждением, исполняющим наказание, а
также осужденными.
Специфика
предмета этой отрасли права проявляется и в том, что в него входят общественные
отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказания,
и родственниками, близкими осужденных, а также иными гражданами по поводу
исполнения (отбывания) уголовного наказания. Например, при посещении исправительных
учреждений, предоставлении свиданий, приеме передач и др.
Согласно ч.2 ст. 2 УИК в предмет
уголовно-исполнительного права входит
установление:
1.общих положений и принципов исполнения
наказаний, применение иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных
УК;
2. порядка и условий исполнения и отбывания
наказания, применения средств исправления осужденных;
3. порядка деятельности учреждений и органов,
исполняющих наказания;
4. порядка участия органов государственной
власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных
организаций, а также граждан в исправлении осужденных;
5. порядка освобождения от наказания и оказания
помощи освобождаемым лицам.
Ч. 1 ст.1 УИК РФ
содержит прямое указание на цели Уголовно-исполнительного права. В ней
говорится, что уголовно-исполнительное
законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение
совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В общей системе мер
борьбы с преступностью уголовно-исполнительное
право выполняет свою главную цель — исправление осужденных. Исправление — это формирование у
осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам,
правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного
поведения. Достижение этой цели означает достижение цели частной превенции,
предупреждение преступлений со стороны осужденных и косвенно влияет на
достижение цели общего предупреждения — общей превенции.
Нужно отметить, что
исправление и перевоспитание имеют разные смысловые значения в нравственном и
юридическом аспектах. Ранее действующий Исправительно-трудовой кодекс
РСФСР перед исполнением наказания ставил
цель исправления и перевоспитания осужденных.[5] Законодатель употреблял два этих термина,
подчеркивая их различие.
В
нравственном аспекте исправление означает изменение к лучшему отдельных взглядов,
отдельных сторон человека, когда в целом личность не нуждается в коренной
перестройке, а перевоспитание —
это переделка заново сознания человека в процессе преодоления принадлежащих ему
принципиально неверных взглядов и представлений.
В
юридическом аспекте исправление есть такое изменение личности преступника,
которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека.
Исправить — значит добиться такого положения, когда лицо больше не совершает
преступлений. Перевоспитание же
есть исправление преступника плюс воспитание из него сознательного члена
общества.
Некоторые авторы
указывали, что именно перевоспитание является основной задачей исправительных
учреждений.[6]
Другие, в частности М.Д. Шаргородский, считали, что такая цель перед
исправительными учреждениями вообще не стоит, поскольку воспитать сознательного
гражданина общества далеко не всегда удается даже в условиях нормальной семьи,
школы и коллектива. Тем более утопично ставить эту цель перед мерами
уголовного наказания, где речь идет о наиболее трудном воспитании контингента и
где условия воспитания более затруднены. «Постановка этой цели перед
применением наказания превосходит действительные возможности исправительных
заведений. Преувеличенные намерения, оторванные от реальной пенитенциарной
действительности, ведут к идеализации целей наказания: с теоретической точки
зрения это ошибочно, а с практической — совсем нежелательно».[7]
Решение цели исправления
осужденных означает и решение цели предупреждения совершения ими новых
преступлений, т.е. цели частной превенции. Последнее вовсе не означает, как считают
А.И. Марцев и С.В. Максимов, что частно-превентивное воздействие на осужденных
ограничивается предупреждением преступлений в период отбывания наказания. [8]
Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых
преступлений, как в период наказания, так и после его отбытия.
Исполнение наказания
имеет также цель не допустить совершения преступления иными лицами, т.е. цель
общей превенции. Следует сказать, что ряд юристов относятся скептически к общепредупредителыюму
эффекту наказания. Они обосновывают это тем, что, несмотря на применение мер
наказания, преступность не уменьшается.[9]
Но это говорит лишь о том, что только наказанием с преступностью не справиться.
Граждане не совершают преступление не потому, что боятся наказания, а потому,
что преступление противоречит их убеждениям. Наказание играет устрашающую роль
для лиц, склонных к совершению преступлений. Именно в этом заключается цель
общей превенции.[10]
Таким образом, цели
уголовно-исполнительного права как бы вытекают одна из другой, являясь звеньями
одной цепи. Целью уголовно-исполнительного права в собственном смысле слова
выступает обеспечение исполнения наказания. А это означает создание таких
условий, при которых наказание выполняло бы свою главную цель — исправление
осужденных. В то же время исправление осужденных является средством для достижения
цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т.е. цели частной
превенции. Строгое и точное исполнение наказания необходимо для решения цели
предупреждения преступления иными лицами — цели общей превенции. И, наконец,
достижение всех этих целей направлено на решение цели, поставленной перед
всеми правоохранительными органами, — способствовать уменьшению преступности.
Ч.2 ст.1 УИК РФ содержит
указание на то, что поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством
цели достигаются путем решения конкретных задач: а) регулирование порядка и
условий исполнения и отбывания наказаний; б) определение средств исправления
осужденных; в) охрана их прав, свобод и интересов; г) оказание осужденным
помощи в социальной адаптации.
Решение этих задач
обеспечивается социально-экономической базой и всем правовым механизмом
государства, деятельностью его правоохранительных и других органов, а также
активным участием в ней общественных формирований, трудовых коллективов и
отдельных граждан.[11]
Сложнее обстоит вопрос о
методе правового регулирования как одного из критериев различения отраслей
права, носителя специфики (технологии) правового регулирования искомых
общественных отношений. В отличие от отраслей уголовного права и
уголовно-процессуального права, с которым уголовно-исполнительное право имеет
родственные взаимоотношения и взаимозависимость, методы правового регулирования
здесь гораздо шире и многограннее. Уголовному праву и уголовному процессу
больше свойственны жестко-императивные методы регулирования общественных отношений
и решение практических вопросов уголовной ответственности и наказания, с
которыми имеет дело и уголовно-исполнительное право. Однако предметом
уголовно-исполнительного права является не только реальное исполнение
примененных судами уголовных наказаний либо осуществление контроля за
условно-осужденными и условно досрочно освобожденными (либо осужденными,
которым наказание заменено более мягким), но и новая сфера общественных
отношений, связанная с организацией процесса уголовно-исправительного,
воспитательного процесса, кроме того, вопросы социальной адаптации
освобожденных от наказания. Кроме методов жесткого императива, если можно и
нужно установить режим отбывания наказания, для регулирования
исправительно-воспитательного процесса нужны и другие методы, с одной стороны,
методы, заимствованные из арсеналов передового педагогического опыта, а с
другой, своеобразные методы хозяйственно-организационных,
производственно-экономических отношений.[12]
И, наконец, с точки зрения реализации правового статуса осужденных в ходе
отбывания наказания нередко используются диспозитивные способы реализации их
прав и интересов, заимствованные из гражданско-правовых, социально-правовых,
предпринимательских и трудовых отношений.
Многообразие
методов правового регулировании в сфере
уголовно-исполнительного права объясняется множественными связями этой отрасли
права с другими отраслями российского права.
Прежде
всего надо отметить, что эта отрасль права имеет генетическую связь с отраслями
материально-уголовного права и уголовно-процессуального права. Триада
“уголовное право - уголовно-процессуальное право - уголовно-исполнительное
право” - образует компактное единство, взаимосвязанное и взаимообуславливающее.
В ней проявляется отправление уголовной политики государства, осуществляющего
борьбу с преступностью с помощью уголовной ответственности и наказания.
Все нормы и институты материального уголовного
права реализуются, приобретают материальную силу в формах и порядке, предусмотренных
нормами и институтами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного
права.
В
нормах уголовно-процессуального права установлен порядок процессуально-практического
реагирования на факты совершения преступления: от возбуждения уголовного дела,
предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела и до
вынесения приговора с определением вида и размера основного наказания, а, если
требуется, и дополнительного наказания. В сфере уголовного процесса решаются и
вопросы приведения наказания к исполнению судом, наказание “обращается” к
исполнению особым распоряжением, адресованным компетентным органам, учреждениям
и службам, призванным обеспечить реальное его отбывание.
Далее
на арену выступают нормы и институты уголовно-исполнительного права, в которых
предусмотрены принципы и общие положения уголовно-исполнительной политики и
определен порядок исполнения (отбывания) каждого наказания и порядок
организации и осуществления исправительно-воспитательного воздействия на
осужденных.
Продолжая вопрос о
связях уголовно-исполнительного права с другими отраслями российского права,
нужно отметить тенденцию к расширению этих связей вследствие существенных
перемен, например в исправительных учреждениях. Отбывая в них наказание, по новому УИК, осужденные получают гораздо
больше преимуществ и прав, льгот, чем они имели по старому
Исправительно-трудовому кодексу. Сейчас осужденный чаще может выступать в
качестве участника гражданских, семейно-брачных, трудовых и социальных
отношений. Естественно, некоторые нормы соответствующих отраслей права находят
свою трансформационную реализацию в уголовно-исполнительных правоотношениях.
Так,
с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового
положения осужденных, с гражданским правом — в связи с осуществлением осужденными
своих имущественных прав, с трудовым правом — регламентацией трудовой
деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального
обеспечения — пенсионного обеспечения осужденных и др.
Уголовно-исполнительное
право тесно взаимосвязано с административным правом. Нормы данной отрасли права
регулируют управленческие отношения в сфере исполнения уголовных наказаний,
связанные с функционированием учреждений и органов, исполняющих наказания,
прохождением службы сотрудниками этих органов, осуществлением контроля за их
деятельностью.
3. Принципы УИП как
отрасли права, их отражение в законе и значение.
Принципы
уголовно-исполнительного права Российской Федерации - это те исходные,
основополагающие положения, в которых выражаются основные моменты
уголовно-исполнительной политики, методов обращения с осужденными, организации
процесса их исправления и социальной адаптации. Они зафиксированы в ст. 8 УИК
РФ: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается
на принципах законности, гуманизма, равенства осужденных перед законом,
дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, рационального применения
мер принуждения, средств исправления и стимулирования их правопослушного
поведения, соединения наказания с исправительным воздействием».[13]
Во-первых, надо отметить, что указанные принципы
созвучны с принципами уголовного права, изложенными в ст. 3 - 8 УК РФ 1996 года. Основой тех и других служат
конституционные нормы, в которых с учетом некоторых международно-правовых актов
провозглашен ряд важных вопросов, в определенной мере касающихся лиц
осужденных и отбывающих наказание. Значительное число конституционных норм в
той или иной мере могут носить принципиальный характер для
уголовно-исполнительного права.
Принципы
уголовно-исполнительного законодательства впервые нормативно закреплены в ст.
8 УИК РФ, а
применительно к отдельным аспектам исполнения (отбывания) уголовных наказаний
они конкретизированы и детализированы в нормах Общей и Особенной частей УИК РФ. В этой связи, можно привести существующее
мнение в юридической литературе о том, что на ряду с принципами
уголовно-исполнительного законодательства,
предусмотренными ст. 8 УИК РФ, следует выделять принципы юридических
институтов, иногда называемые институционными.[14] Данные принципы
институтов уголовно-исполнительного права представляют собой более узкое по
объему образование, они более конкретно отражают содержание регулируемых
правоотношений и если какой-либо принцип имеет отношение к сравнительно
небольшой группе правовых норм, то это может быть принцип института. Среди
ученых-юристов нет единодушного мнения о названии и содержании принципов
институтов уголовно-исполнительного права.
Принципы,
закрепленные в ст. 8 УИК РФ, определяют
принадлежность уголовно-исполнительного законодательства к
системе российского законодательства в качестве самостоятельной
отрасли и отражают его особенности. Следовательно, выделяют
общеправовые и отраслевые принципы уголовно-исполнительного законодательства.
Общеправовые
принципы — законность,
гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Отраслевые принципы — дифференциация и индивидуализация исполнения
наказаний, рациональное применение мер принуждения,
средств исправления осужденных и стимулирование
их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
Система
принципов уголовно-исполнительного законодательства основывается на
положениях Конституции РФ и международных правовых актов,
определяющих права человека и правила обращения с осужденными.
Принцип законности закреплен во
Всеобщей декларации прав человека (ст. 29), в Международном пакте о гражданских
и политических правах (ст. 2), Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод (ст. 11), в ряде
норм Конституции РФ (ст. 4, 13, 15 и др.). Он выражается в обеспечении верховенства закона, его
приоритета в отношении иных
нормативных правовых актов в сфере исполнения
уголовных наказаний. Верховенство закона при исполнении уголовных
наказаний означает признание за Конституцией
РФ и иными федеральными законами высшей
юридической силы. Иные нормативные правовые акты в этой сфере не могут противоречить законам, а призваны развивать
и конкретизировать их положения. Верховенство
закона означает безусловное подчинение всех осужденных, персонала
учреждений и органов, исполняющих уголовные
наказания, иных государственных и общественных структур, отдельных граждан действующему уголовно-исполнительному
законодательству. Особое значение имеет
закрепление на законодательном уровне прав, свобод и законных интересов
осужденных (ст. 12-15 УИК РФ), что создает
гарантии их реализации в процессе исполнения всех видов уголовных наказаний.
Принцип гуманизма зафиксирован в ст. 5
Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 и 10 Международного пакта
о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод. В ст. 10 Международного
пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что «все липа,
лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего
человеческой личности». Это связано с тем, что осужденный менее других граждан защищен
от произвола государства в лице сотрудников
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и имеет большую вероятность стать объектом пыток, жестокого,
бесчеловечного или унижающего его
достоинство обращения. Поэтому в отечественном законодательстве
содержатся надежные гарантии прав личности в этой сфере. В частности, в ч. 2 ст. 12 УИК РФ гарантирует осужденным вежливое
обращение со стороны персонала и
неприменение к ним жестоких и унижающих человеческое достоинство видов
обращения или взыскания.
З.А.Астемиров при
анализе принципов уголовно-исполнительного права, указывал «Речь идет о том,
как обращаться с преступниками, когда они, изобличенные в содеянном
преступлении, подлежат карательному воздействию, наказанию. В этом случае
можно говорить о проявлении гуманизма со стороны суда, об акте правосудия.
Вторая сторона гуманизма переходит в плоскость исполнения, реального отбывания
назначенного судом наказания органами, учреждениями и службами, наделенными
определенными полномочиями, соприкасающимися с осужденными и решающими вопрос,
как с “этими преступниками” обходиться, какую манеру обращения с ними избрать».[15]
В последние годы принят
ряд законодательных актов, направленных на
дальнейшую реализацию принципа гуманизма
в сфере исполнения уголовных наказаний. Так, Федеральный закон от 8 декабря 2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и
дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”» существенно смягчил условия отбывания уголовных наказаний,
конкретизировал механизм обеспечения
прав, свобод и законных интересов
осужденных. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в расширении
гарантированных им прав: на оказание психологической помощи (ч. 2 ст. 12 УИК
РФ); на подачу предложений,
заявлений, ходатайств и жалоб по всем
интересующим их проблемам в любые инстанции (ч. 1 ст. 15 УИК РФ); на
рассмотрение жалоб осужденных на действия
администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в судах без ограничений и в соответствии с
действующем законодательством (ч. 2 ст. 20 УИК РФ); на личное ходатайство перед судом об условно-досрочном освобождении от наказания (ст. 175 УИК РФ) и др.
Принцип демократизма в первую
очередь означает признание
осужденного субъектом права. Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6), в
Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) закреплены положения о том, что «каждый человек, где бы он ни
находился, имеет право на признание
его правосубъектности».
Важными
свойствами правосубъектности являются ее признание и
гарантированность государством, т.е. обеспечиваемая
соответствующими государственными органами способность лица иметь субъективные права и
юридические обязанности, а также
способность независимо их осуществлять.
Сегодня осужденные, являясь гражданами государства, обладают правами и свободами человека и гражданина, которые
в соответствии со ст. 2 Конституции РФ представляют собой высшую ценность. В
ч. 2 ст. 10 УИК РФ определяется, что при
исполнении наказания осужденным гарантируются
права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным
и иным законодательством РФ.
Обеспечение
прав, свобод и законных интересов осужденных является важной задачей государства и
общества в целом. Поэтому принцип демократизма проявляется и в открытости учреждений и органов, исполняющих
уголовные наказания, для общества. В последнее время в связи со становлением демократического правового
государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности за соблюдением
прав, свобод и законных интересов
осужденных. Этим правом наделены не
только прокуроры и федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 19-22 УИК
РФ), но и Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также члены общественных наблюдательных комиссий (ст. 24 УИК РФ).
Актуальным
направлением реализации принципа демократизма является более
широкое участие общественности в работе учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания, и в исправлении осужденных. Правовой основой для этой
деятельности является Федеральный закон «Об
общественном контроле за обеспечением прав человека в местах
принудительного содержания и о содействии лицам,
находящимся в местах принудительного содержания».
Принцип равенства осужденных перед законом установлен
во Всеобщей декларации прав человека (ст. 7), в Международном пакте о
гражданских и политических правах (ст. 26) и
в Конституции РФ (ст. 19). Он означает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств. Все осужденные, отбывающие определенный вид наказания или
содержащиеся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, независимо от расы, национальности, материального и социального
положения, вероисповедания, обладают единым правовым статусом. Отличия в
их правовом положении обусловлены только такими
признаками, как пол, возраст, состояние здоровья, поведение осужденного в процессе отбывания
наказания. Отсюда следует, что лица, осужденные за однородные
преступления и несущие одинаковое наказание, должны находиться в идентичных
условиях отбывания наказания. К сожалению, данный принцип нередко стал
нарушаться, предоставляя лучшие условия отбывания наказания по престижным
соображениям. С другой стороны, люди, более материально состоятельные, могут
создать себе вольготные условия быта и потребления. Эти вопросы в УИК РФ еще не
уточнены, в науке не подняты, что может привести к нарушению принципа
равенства условий отбывания наказания, что, к сожалению, происходит сплошь и
рядом по западным образцам обустройства места отбывания наказания.[16]
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания пронизывает практически все
нормы уголовно-исполнительного права и позволяет обеспечить реализацию
целей уголовного наказания в отношении конкретного осужденного.
Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания
представляет собой единый, взаимообусловленный и взаимосвязанный процесс,
который позволяет
скорректировать исправительное воздействие в зависимости
от групповых и индивидуальных признаков осужденных.
Дифференциация
осужденных предполагает распределение их по группам в
процессе отбывания наказания прежде всего по уголовно-правовым
и уголовно-исполнительным основаниям. Она означает, что к различным категориям (группам) осужденных в зависимости от характера и
степени общественной опасности
совершенных ими преступлений, формы
вины, наличия рецидива преступлений, а главное — поведения во время отбывания наказания применяются правоограничения и
средства исправления в различном объеме. Например, все осужденные к исправительным работам в обязательном порядке привлекаются к
общественно-полезному труду в местах,
определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Дифференциация осужденных к лишению свободы отражается в их классификации и
распределении по видам
исправительных учреждений (ст. 74, 78 УИК РФ), раздельном содержании (ст. 80 УИК РФ) и создании различных условий отбывания наказания для разных
категорий осужденных (ст. 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).
Индивидуализация исполнения наказания предполагает
помимо групповых признаков учет индивидуальных
особенностей личности осужденного, его положительных и
отрицательных качеств. На выявление социально-демографических
и нравственно-психологических характеристик личности каждого
осужденного и их использование в процессе исполнения наказания направлена деятельность всего персонала
учреждений и органов, исполняющих
наказания, и в первую очередь
психологов и воспитательного аппарата. При этом воспитательное воздействие на каждого осужденного строится с учетом стимулирования и развития его
позитивных качеств и нейтрализации
негативных.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств
исправления осужденных и стимулирования их правопослушного
поведения развивает положения принципа дифференциации и
индивидуализации наказания и ориентирует персонал учреждений и органов,
исполняющих наказания, на осуществление
комплексного, сбалансированного воздействия на каждого осужденного в
процессе исполнения конкретного вида
наказания. Этот принцип закрепляется
в нормах Общей части (ч, 3 ст. 9, ч. 6 ст. 11), но в большей мере в статьях Особенной части УИК РФ.
Рациональное применение мер
принуждения предполагает привлечение осужденного к ответственности за
неисполнение обязанностей или законных требований администрации, иные нарушения порядка и условий отбывания
наказания с учетом характера
проступка, обстоятельств его совершения,
личности осужденного и его предыдущего поведения. На это направлены нормы, устанавливающие виды
взысканий и иные меры принуждения,
применяемые к осужденным (ст. 29,
32, 46, 58, 71, 10.2, 115, 136 УИК РФ и др.), а также основания, порядок и условия их применения (ст. 59, 117, 119, 138 УИК РФ и др.).
Рациональное применение
средств исправления осуществляется в соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой определено, что «средства
исправления осужденных применяются с
учетом вида наказания, характера и
степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения».
Стимулирование
правопослушного поведения предполагает широкое использование различных моральных
и правовых средств для корректирования
поведения осужденного в процессе отбывания наказания. В уголовно-исполнительном праве особое место отводится
правовым стимулам, так как их применение влечет для осужденного благоприятные юридические
последствия. Формами проявления правовых стимулов осужденных в УИК РФ
выступают субъективные нрава, законные
интересы, льготы и поощрения. Они закреплены во многих нормах УИК РФ. Так, например, виды поощрений, применяемые к
осужденным к конкретным видам наказания, указаны в ст. 57, 71, 113, 134 и др.
Принцип соединения
наказания с исправительным воздействием означает,
что исполнение любого вида уголовного наказания сочетается с широким комплексом средств исправления: установленным порядком исполнения
и отбывания наказания (режимом), воспитательной работой, общественно полезным
трудом, общеобразовательной и
профессиональной подготовкой, общественным воздействием. Степень применения указанных средств при исполнении уголовных наказаний неодинакова,
наиболее полно они регламентированы и используются в процессе исполнения лишения свободы на определенный срок и
содержания в дисциплинарной воинской части, в меньшей степени — при исполнении наказаний, не связанных
с изоляцией осужденного от общества.
4. Наука УИП, ее предмет и метод, связь с другими науками и дисциплинами.
Наука уголовно-исполнительного права - это отраслевая юридическая наука, служащая
соответствующей отрасли права, а в данном случае - уголовно-исполнительному
праву. Как и любая другая, уголовно-исполнительная наука - это система
апробированных знаний, взглядов и концепций по проблемам
уголовно-исполнительного права и реализации его норм. Она имеет свой предмет,
т.е. ею изучаются, анализируются, исследуются, интерпретируются все вопросы,
связанные с исполнением наказания. При этом задачей уголовно-исполнительной
науки является выявление закономерностей и объективных связей в процессах
исполнения уголовных наказаний и осуществления исправительно-воспитательного
воздействия на осужденных. Она, прежде всего, дает научное толкование норм
уголовно-исполнительного законодательства, воплощая его в научных комментариях,
пособиях и статьях, в консультациях. Изучая и интерпретируя нормы, наука
прослеживает реальный процесс их практической реализации, проверяет их
эффективность в практическом плане, выявляет пробелы в системе норм. На основе
результатов исследований вырабатываются научно-практические рекомендации двух
видов: 1) адресованные законодателю и органам управления для совершенствования
нормативной базы и практики применения отдельных норм; 2) адресованные органам
и учреждениям, исполняющим наказание, для улучшения организации и методики их
работы. Метод науки уголовно-исполнительного права - это система приемов и
способов собирания информации о предмете исследования, обработка этой
информации и выработка соответствующих выводов и рекомендаций.
Предметом
уголовно-исполнительной науки являются не только нынешние реалии, действующее
законодательство и основанная на нем практическая деятельность, но и история
развития карательно-исправительного дела в мировой практике, развитие его в
Российской Федерации в различные периоды.
Наука
уголовно-исполнительного права возникла как часть науки уголовного права и
получила название «тюрьмоведение», или «пенитенциарная наука». Основным
направлением научных исследований данного периода было разработка
теоретических основ тюремного заключения как основного вида уголовного
наказания.
После
октября 1917 года. коренные изменения в государственно-политическом устройстве
и социально-экономической сфере вызвали необходимость реформы пенитенциарной
системы. С принятием в 1924 году первого Исправительно-трудового кодекса РСФСР
формируется самостоятельная отрасль законодательства и права, что соответственно
говорит о появлении новой правовой науки — науки исправительно-трудового права.
В целях научно-методического обеспечения нормотворчества в сфере исполнения
уголовных наказаний и деятельности исправительно-трудовой системы в 1925 году
создается Государственный институт по изучению преступности и преступника.
Научные исследования различных аспектов исполнения уголовных наказаний активно
вели Ю. Ю. Бехтерев, М. Н. Гернет, М. М. Исаев, Б. С. Утевский, Е. Г Ширвиндт,
В. Р. Якубсон и др. Однако, усиление карательной политики государства, массовые
репрессии 1930-1950-х гг. привели к тому, что Государственный институт по
изучению преступности и преступника был ликвидирован, многие ученые репрессированы.
И
только во второй половине 1950-х годов
проведение различного рода конференций, семинаров, защита диссертаций по
проблемам исполнения уголовных наказаний вошли в повседневную научную жизнь.
Первыми докторами юридических наук в области исправительно-трудового права
стали Н. А. Стручков, Н. А. Беляев и А. Л. Ременсон. Под их руководством
сформировались научные школы в ведущих вузах страны Высшая школа (Академия) МВД
СССР, Ленинградский и Томский государственные университеты.
В
конце 1960 - начале 1970-х гг. наука исправительно-трудового права окончательно
сложилась как самостоятельная отраслевая юридическая наука. Признанными
центрами науки исправительно-трудового права стали ВНИИ МВД СССР, в составе
которого функционировала лаборатория по проблемам исполнения наказаний и
исправления осужденных, и Академия МВД СССР, где была создана и успешно работала
кафедра управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. Активно
разрабатывалась исправительно-трудовая проблематика также во ВНИИ Прокуратуры
СССР, Московском, Ленинградском и Томском государственных университетах,
Свердловском и Саратовском юридических институтах. Серьезный вклад в развитие
науки исправительно-трудового права внесла Рязанская высшая школа МВД (
Академия права и управления ФСИН России).
В
последующие годы в рамках науки исправительно-трудового права исследовались
проблемы генезиса, сущности, содержания и перспектив правового регулирования
общественных отношений, возникающих в сфере исполнения уголовных наказаний,
обобщалась правоприменительная практика, разрабатывались предложения по совершенствованию
действующего исправительно-трудового законодательства. Фундаментальные
положения науки исправительно-трудового права составили теоретическую основу
для формирования смежных отраслей научных знаний: исправительно-трудовых
психологии и педагогики, управления органами, исполняющими наказания, и др.
Значительные
изменения претерпела наука исправительно-трудового права в первой половине 1990-х гг. Основными
направлениями деятельности ученых в этой области стали научное обеспечение
правовой реформы в сфере исполнения уголовных наказаний, связанной с созданием
уголовно-исполнительного законодательства и соответствующей отрасли права, а
также разработка научно-методических рекомендаций по обеспечению стабильности
и эффективности функционирования УИС в условиях масштабного кризиса. Эти
серьезные задачи были успешно решены коллективами ученых Академии и ВНИИ,
Рязанской и Уфимской высших школ МВД России, представителями других научных и
учебных учреждений. Среди них: А. А. Аксенов, В. М. Анисимков, Вл. М.
Аннснмков, А. В. Бриллиантов, Ю. В. Голик, А. Я. Гришко, М. Г. Детков, В. С.
Епанешников, С. И. Кузьмин, А. С. Михлин, С. М. Петров, П. Г.
Пономарев, А. А. Рябишш, В. И. Селиверстов, А. Ф. Сизый, А. А. Толкаченко, В.
А. Уткин, О. В. Филимонов, А. В. Шамис, И. В. Шмаров, В. Е. Южанин.
Современный
этап развития науки уголовно-исполнительного права обусловлен потребностями
научно-методического сопровождения процессов совершенствования
уголовно-исполнительного законодательства и реформирования
уголовно-исполнительной системы. Поэтому предмет науки уголовно-исполнительного
права шире соответствующей отрасли права. В него традиционно включают
уголовно-исполнительную политику; историю развития отечественного
уголовно-исполнительного законодательства и системы учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания; содержание институтов, норм
уголовно-исполнительного права и его источников; правовое регулирование
исполнения различных видов уголовных наказаний; вопросы исправления и социальной
адаптации осужденных; организацию управления и контроля за деятельностью
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; опыт исполнения
уголовных наказаний в зарубежных странах и т.д.
Реформирование
уголовно-исполнительной системы во многом было связано с ее передачей в Минюст
России, а затем и с образованием ФСИН России. К сожалению, переподчинение УИС
отрицательно сказалось на организации научных исследований в области
уголовно-исполнительного права. Были ликвидированы специализированные подразделения в Академии
управления и ВНИИ МВД России, что нарушило целостность и согласованность
осуществления широкомасштабных научных программ.
В
настоящее время ведущее место в исследовании проблем исполнения уголовных
наказаний отводится Научно-исследовательскому институту ФСИН России (г. Москва)
и Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань). Именно эти учреждения в
первую очередь решают сложные задачи, стоящие перед современной наукой
уголовно-исполнительного права. Среди этих задач: дальнейшая гуманизация
уголовно-исполнительной политики, законодательства, системы исполнения
уголовных наказаний; совершенствование правового регулирования исполнения уголовных
наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; обеспечение прав,
свобод и законных интересов осужденных, в том числе и посредством развития
государственного и общественного контроля за деятельностью учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания; комплексное решение вопросов
социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания; повышение эффективности
постпенитенциарного контроля. Помимо разработки теоретических проблем на науку
уголовно- исполнительного права возлагается решение и ряда прикладных задач - в
частности, по формированию и обоснованию основных направлении развития УИС,
научно-методическому и правовому обеспечению исполнения уголовных наказаний,
реализации международных стандартов обращения с правонарушителями и др.
Наука
уголовно-исполнительного права имеет связь с рядом юридических наук и
гуманитарных дисциплин. В первом случае наука уголовно-исполнительного права
связана с общей теорией государства и права, из которой она черпает
традиционные правовые понятия и категории. Связь науки УИП с административным
правом прослеживается достаточно ярко, если иметь в виду, что все вопросы
управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, соприкасаются с
административно-управленческими проблемами. В этой же связи надо упомянуть и
муниципальное право, его значение при решении проблемы территориального
расположения и устройства исправительных учреждений и участия местных
администраций при решении многих вопросов уголовно-исполнительного права,
например, вопроса социальной реабилитации освобожденных от наказания. В этом
случае при решении ряда вопросов гражданско-правовых, семейно-правовых, трудовых,
социальных отношений, даже при организации трудовой деятельности на
коммерческо-предпринимательских началах свое значение в деятельности
исправительных учреждений имеют нормы коммерческо-предпринимательского права.
При решении вопросов избирательного права при исполнении наказаний действуют
нормы конституционно-государственного права. Это же имеет место, когда решаются
вопросы о гражданстве лиц, отбывающих наказание. Влияние на жизнедеятельность
органов и учреждений, исполняющих наказание, оказывают налоговое и
кредитно-финансовое законодательства.
В
силу многогранности общественных отношений, характера деятельности,
охватываемых уголовно-исполнительным правом, с наукой УИП тесно связан ряд дисциплин
исправительного цикла. С их помощью решаются многие вопросы регулирования
возникающих проблем. Такими научными дисциплинами являются, прежде всего,
исправительно-воспитательная психология и исправительно-воспитательная
педагогика. Раньше эти дисциплины назывались “исправительно-трудовая
психология” и “исправительно-трудовая педагогика”. Это - хорошо сложившиеся
дисциплины научно-практического плана, по ним издавались учебники, пособия,
множество иных публикаций. Отход нового законодателя от акцента на трудовую
деятельность, на перевоспитание осужденных через коллективный производительный
труд несколько сместил, а в известной мере и исказил эти акценты.
Уголовно-исполнительное
право как наука имеет тесную связь с экономическими науками. В свое время
сложилась даже самостоятельная научная дисциплина – “Экономика
исправительно-трудовых учреждений”, и выхолили учебники, учебные и научные
пособия. Но поскольку основные их положения были связаны с плановой
экономикой, которую новые “реформаторы” отвергли на путях рыночно-экономических
реформ, то их значение заметно уменьшилось.[17]
Значительную
роль в продуктивности связей уголовно-исполнительной науки и практики с другими
науками играет и соотношение их с социологическими науками, науками управления
и теории организации. Нормы уголовно-исполнительного права обретают свою силу
во взаимодействии с положениями указанных наук. И, наконец, необходимо
упомянуть о важной связи науки УИК с криминологией, криминальной и судебной
статистикой, особенно, когда речь идет о необходимости дать анализ разных типов
преступников, разобраться в причинах и условиях совершения преступления с тем,
чтобы находить способы их преодоления, устранения.
Многообразие проблем и вопросов, охватываемых
наукой уголовно-исполнительного права, предполагает наличие разнообразных
приемов, способов получения и апробации информации, образующих в своей совокупности
метод данной науки. Помимо использования материалистически-диалектических
закономерностей и категорий, наука уголовно-исполнительного права черпает свои
методы из других близких наук и вырабатывает свою систематику метода, без чего
эта наука не может существовать. Например, для толкования норм УИП в первую
очередь используются грамматический анализ, системный метод, исторический
подход. Есть способы буквального толкования, распространительной либо
ограничительной интерпретации. В последнее время в уголовно-исполнительной
науке широко используются методы статистического анализа, социологических
опросов (интервью, доверительные беседы, особенно, когда респондентами являются
осужденные). Широко применяется метод изучения официальных документов,
уголовных дел и личных дел осужденных; изучаются официальные отчеты, материалы
инспекторских проверок и другие. В ряде случаев используются приемы
экспериментального характера, например, нововведение в процессе использования
основных средств исправления, в организации труда по канонам реформаторства в
русле рыночной экономики.
5. Предмет
и система курса уголовно-исполнительного права.
Уголовно-исполнительное
право как учебная дисциплина традиционно подразделяется на Общую и Особенную
части, что соответствует структуре УИК РФ.
В
Общей части изучаются основные понятия и положения указанной отрасли права:
понятие, предмет и метод правового регулирования; принципы отрасли и система
источников; понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства,
история его формирования, развития и современное содержание;
уголовно-исполнительные правоотношения; основные средства исправления осужденных;
правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание; система учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания, виды, методы и формы контроля за их
деятельностью.
В
Особенной части раскрываются вопросы правового регулирования порядка и условий
исполнения (отбывания) отдельных видов наказания, применения к различным
категориям осужденных основных средств исправления, материально-бытового и
медико-санитарного обеспечения осужденных, условий и порядка освобождения от
отбывания наказания, контроля за поведением условно осужденных, а также
исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и международного
сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.
Учебная
дисциплина складывается из законодательно-нормативных, научно-теоретических и
практически-прикладных сведений - суммы знаний, которыми надо вооружить
специалиста-юриста любого профиля обучения. Постигая на основе изучения
учебной дисциплины определенную информацию, студент получает необходимые
знания, на их основе вырабатывая соответствующие умения и навыки.
Объем
знаний, который студент должен получить, зависит от специализации его
обучения, характера и предназначения учебного задания. В нашем учебном плане
данной дисциплине отведено 56 аудиторных учебных часов, не считая часов
индивидуального обучения.
Курс
уголовно-исполнительного права и в научном плане образует единство с такими
дисциплинами, как уголовное право и криминология под индексом 120008 –
“уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право” и служит также
для научной аттестации ученых в этих областях. Занятия проводятся согласно
учебной программе учебно-методического комплекса “Уголовно-исполнительное
право”, подготовленного в обновленном виде в 2005 году и одобренного
редакционно-издательским советом ДГУ,
методических указаний проведения семинарских занятий для студентов
юридического факультета по специальности 021100 – «юриспруденция» 2006 года.
[1] См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному
кодексу Российской Федерации. / Под ред. А.И.Зубкова. М.: Норма, 2008.
[3] См.: Кулакова А.А. Характеристика
виктимологической ситуации при совершении пенитенциарных преступлений. //
Вестник Владимирского юридического института. 2006, №1. С.45.
[4] См.: Мошков Т.А. Насилие в местах
лишения свободы. Криминологическая характеристика и квалификация. Монография. М. 2011. С.65.
[5] См.: Исправительно-трудовой кодекс
РСФСР. М., 1987. Ст.1.
[6] См.: Пионтковский А.А. Учение о
преступлении. М., 1961. С.21.
[7] См.: Шаргородский М.Д. наказание и его
эффективность. Л., 1973. С.56.
[8] СМ.: Марцев А.И., Максимов С.В. Общее
предупреждение преступлений и его эффективность. Томск, 1989. С.49.
[9] См.: Ной И.С. Сущность и функции
уголовного наказания. Саратов, 1973. С.67.
[10] См.: Уголовно-исполнительное право.
Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.Б.Малинина, Л.Б.Смирнова.
Санкт-Петербурк, 2009. С.82.
[11] См.: Уголовно-исполнительное право
России: Учебник. / Под ред. А.И.Зубкова. М., 2006. С.388.
[12] См.: Астемиров З.А.,Акаева А.А.
Уголовно-исполнительное право. Курс лекций. Махачкала, 2004. С.10.
[13] См.: Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации. М., 2011.
[14] См.: Сизая Е. Принципы институтов
уголовно-исполнительного права. // Уголовно-исполнительное право. 2008, №5.
С.73.
[15] См.: Астемиров З.А.,Акаева А.А.
Уголовно-исполнительное право. Курс лекций. Махачкала, 2004. С.13.
[16] См.: Астемиров З.А.,Акаева А.А.
Уголовно-исполнительное право. Курс лекций. Махачкала, 2004. С.14.
[17] См.: Астемиров З.А.,Акаева А.А.
Уголовно-исполнительное право. Курс лекций. Махачкала, 2004. С.16.
Если у вас были финансовые проблемы, то вам пора улыбаться. Вам нужно всего лишь связаться с г-ном Бенджамином, чтобы узнать сумму, которую вы хотите занять, и период платежа, который вас устраивает, и вы получите ваш кредит в течение трех рабочих дней. Я только что в шестой раз получил кредит в 700 тысяч долларов на срок 180 месяцев с возможностью оплаты до истечения срока. Мистер Бенджамин помогает мне с кредитом. Свяжитесь с ним, и вы увидите, что он очень честный человек с добрым сердцем. Его электронная почта lfdsloans@outlook.com
ОтветитьУдалитьи его номер телефона WhatApp 1-989-394-3740